Нормы и стандарты уличного освещения
Освещение улиц, дорог и площадей обычно проектируется одновременно с разработкой проектов благоустройства территорий. Для проектирования и расчёта уличного освещения необходимо учитывать светоотражающие характеристики дорожного покрытия, озеленённых участков и прилегающих территорий. Оборудование и материалы для освещения должны соответствовать установленным нормам по интенсивности светового потока, рабочему напряжению сети и особенностям окружающей среды.
Что важно знать?
При освещении улиц не допускается использование открытых ламп без армирования и защиты. Светильники должны устанавливаться на опорах. Высота опоры зависит от класса дороги, ширины улицы или размера освещаемой площадки.
Для освещения открытых участков местности регламентированная средняя яркость светильников должна составлять не менее 0,4 кд/кв. м. Средний уровень освещённости — не менее 4 люкс. При этом для освещения улиц применяются осветительные приборы с полушироким и широким распределением света.
Во внутренних проездах, на автомобильных парковках, хозяйственных площадках и вблизи мусоросборников в жилых микрорайонах нормы рекомендуют применять светильники прямого светораспределения.
Для освещения парковых аллей, пешеходных и велосипедных дорожек, входных групп в парки, сады или на стадионы нормы предписывают использовать светильники рассеянного света. Это же правило касается освещения центральных входов больниц, санаториев и домов отдыха.
Для освещения стадионов, спортивных объектов, аттракционов, эстрадных площадок необходимо использовать светильники с широким углом распределения света.
В целях экономии электроэнергии и увеличения срока службы осветительного оборудования, мы рекомендуем использовать для освещения улиц светодиодные светильники и прожекторы. При необходимости наши специалисты подготовят подробный светотехнический расчёт для вашего объекта, а примерно посчитать необходимое количество светильников вы можете на нашем онлайн-калькуляторе.
Освещение улиц, дорог и площадей
Освещаемые объекты
Средняя освещенность (Еср), лк
не менее
Распределение освещенности (Емин / Еср), не менее
Автомагистрали, фереральные и транзитные трассы. Класс дороги — А
А1. Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города (за пределами центра города)
— с пропускной способностью более 10 000 ед/ч
А2. Прочие федеральные дороги и основные улицы (за пределами центра города)
— с пропускной способностью 7 000 — 9 000 ед/ч
А3. Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали А1 (в центре города)
— с пропускной способностью 4 000 — 7 000 ед/ч
А4. Основные исторические проезды центра, внутренние связи центра (в центре города)
— с пропускной способностью 3 000 — 5 000 ед/ч
Магистральные дороги и улицы районного значения. Класс дороги — Б
Б1. Основные дороги и улицы города районного значения (за пределами центра города)
— с пропускной способностью 3 000 — 5 000 ед/ч
Б2. Основные дороги и улицы города районного значения (в центре города)
— с пропускной способностью 2 000 — 5 000 ед/ч
Улицы и дороги местного значения. Класс дороги — В
В1. Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением (жилая застройка за пределами центра города)
— с пропускной способностью 1 500 — 3 000 ед/ч
В2. Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах и выход на магистрали (жилая застройка в центре города)
— с пропускной способностью 1 500 — 3 000 ед/ч
В3. Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон (в городских промышленных, коммунальных и складских зонах)
— с пропускной способностью 500 — 2 000 ед/ч
Обособленный трамвайный путь
Обособленный трамвайный путь
Улицы и дороги сельских поселений
Главные улицы, площади общественных и торговых центров
Основные улицы в жилой застройке
Второстепенные (переулки) улицы ы жилой застройке
Поселковые дороги, проезды на территории садовых товариществ и дачных кооперативов
Освещение автозаправочных станций (АЗС) и стоянок
Освещаемые объекты
Средняя освещенность (Еср), лк
не менее
Автозаправочные станции
Подъездные пути с дорог категории А и Б
Подъездные пути с дорог категории В
Места заправки и слива нефтепродуктов
Остальная территория, имеющая проезжую часть
Стоянки, площадки для хранения подвижного состава
Открытые стоянки на улицах всех категорий, а также платные вне улиц, открытые стоянки
в микрорайонах проезды между рядами гаражей боксового типа
Освещение пешеходных пространств
Освещаемые объекты
Средняя освещенность
(Еср), лк
не менее
Распределение освещенности 
(Емин / Еср)
не менее
П1. Площадки перед входами Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов, спортивных, развлекательных и торговых объектов
П2. Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и пред заводские площади, площадки посадочные, детские и отдыха
П3. Пешеходные улицы, главные и вспомогательные входы парков, санаториев, выставок и стадионов
П4. Тротуары отделенные от проезжей части дорог и улиц, основные проезды микрорайонов, подъезды, проходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений
П5. Второстепенные проезды на территориях микрорайонов, хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков и центральные аллеи парков административных округов
П6. Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов
Нормирование уличного освещения
Для установки светильников на территории улиц главным документом является СНиП 23-05-95. Он устанавливает нормы уличного освещения и требования к нему. Кроме того, имеется ряд отраслевых норм, в которых расписаны основные требования к освещению транспортных магистралей, переулков, площадей, 
парковых зон, исторических памятников и т.д. В этих документах указаны нюансы освещения конкретных объектов, которые необходимо неукоснительно выполнять при их освещении.
Уличное освещение выполняют по специально разработанному проекту. Он должен быть выполнен специалистами, имеющими лицензию, права и необходимые разрешения, а также имеющие соответствующую квалификацию для осуществления таких работ. При этом они должны придерживаться требований СН 541-82, утвержденными приказом № 13 Госкомитета по гражданскому строительству и архитектуре.
Нормы для уличного освещения
Средняя горизонтальная освещенность это — тот показатель, который является главным при осуществлении нормирования. Измеряется в лк (люксах), зависит от поверхности, которую необходимо осветить в вечернее и ночное время суток. Освещенность это — величина светового потока, падающего на освещаемую поверхность. Второй по значимости характеристикой является яркость. Представляет собой величину светового потока отраженного от определенной величины дорожного покрытия. Освещенность измеряется прибором, называемым люксметром. Многие приборы имеют совмещенную конструкцию. Все они имеют чувствительность, скорректированную под восприятие зрением человека.
Нормы зависят от типа магистральных улиц и дорог, интенсивности движения транспортных средств. Различают 3 типа магистральных автомобильных дороги и улиц:
- общегородские, обозначаемые буквой А;
 - районные — Б;
 - местные -В.
 
Количество транспорта, прошедшего за час по проезжей части может быть:
- не более 500 ;
 - более 500;
 - свыше 1000.
 
В зависимости от этих факторов средняя горизонтальная освещенность в лк указана в табл.1

Нормы освещения непроезжих частей дорог, улиц и т.п. тоже регламентируются и они должны соответствовать данным указанным в табл. 2

Средний показатель горизонтальной освещенности территорий выставок, стадионов, парковых и прогулочных зон находится в пределах от 1 до 10 люкс и зависит от функциональных особенностей объекта.
В тоннелях автотранспортных этот показатель колеблется в пределах от 50 до 750 лк и зависит от следующих факторов;
- длины тоннеля;
 - типа тоннеля (закрытый, имеющий стенку с закрытыми проемами).
 
Требования к открытым автостоянкам и местам заправки топливом следующие — должны иметь средний показатель горизонтальной освещенности в пределах 2÷ 10 лк.
Светодиодные уличные источники света
Требования и правила выбора светильников для уличного освещения сводятся к подбору такого типа изделий, которые потребляет мало электроэнергии, устойчивы к воздействию климатических факторов, имеют большой срок эксплуатации и, кроме того, осуществить их монтаж можно было без проблем. Всем эти факторам соответствуют магистральные светильники светодиодного типа. Изделия, состоящие из оптики, драйвера и консоли, устанавливают не только на улицах и проспектах городов, но и в сельских поселках. Оптика таких изделий способна создавать пучок света, узкий, средний, широкий или двойной ассиметричный. Установка такого вида светильников выполняется просто, т.к. в конструкции предусмотрено все необходимое для монтажа, а преимущества освещения следующие:
- эффективно работают в широком интервале температур (от минус 60 до плюс 400С);
 - регулируется направленность пуска света;
 - пожаробезопасность;
 - светильники переносят механические воздействия и вибрацию;
 - легко и просто монтируются;
 - потребляют малое количество электроэнергии;
 - не нуждаются в техническом обслуживании в процессе эксплуатации;
 - длительный срок эксплуатации (более 50 тыс. часов);
 - нет необходимости утилизации.
 
Магистральные светодиодные источники света или их еще называют консольными, выпускаются многими производителями, как отечественными, так и зарубежными. Они имеют уникальный и простой дизайн, некоторые модели снабжают дополнительными устройствами, позволяющими регулировать яркость свечения (диммерами) или охлаждать мощные светильники (радиаторами). При выборе такого источника света необходимо обратить внимание на производителя. Только производитель, хорошо зарекомендовавший себя на рынке аналогичной продукции, выпускает наиболее качественные и долговечные модели.
Особенности установки столбов и опор
Установка светодиодных источников света может выполняться на столбах линий электропередач, мачтах и специальных опорах освещения, выполненных из металла или бетона. От края проезжей части при наличии бордюра на улицах магистральных расстояние должно быть не менее 1 м, на других типах улиц – 0,6 м. При отсутствии бордюра эта норма составляет 1, 75 м и более. На пересечениях улиц, проспектов, дорог нормами, указанными в ПУЭ, запрещается установка осветительных столбов и опор ближе, чем на 1,5 м от закругления. Опоры могут устанавливаться на разделительной полосе при ширине дороги более 5 м. Оговаривается и расстояние до окон, балконов, террас жилого дома. Оно должно быть более 1 м.
Норма расстояния между опорами должна соответствовать правилам, установленным в том же ПУЭ. Расстояние между опорами, которое называется пролетом, может быть от 40 до 750 м, высота сам ой опоры – от 8 до 54 м. Показатели зависят от таких факторов:
- напряжения, указываемого в кВт;
 - расстояния между проводами, указываемого в м;
 - расстояния провода до земли, указываемого в м.
 
Специалисты по проектам выполняют специальные сложные расчеты и в проекте на освещение конкретного объекта указываются конкретные данные, которые должны соблюдаться при монтаже.
Нормирование освещения улиц, проспектов, переулков, дорог с разным типом покрытия зависит от многих факторов, которые необходимо учитывать при создании проекта освещения. Только специалисты знают нюансы проектирования уличного освещения, а также хорошо ориентируются в выборе экономичных источников света, правилах их монтажа и подключения к электропитанию. Поэтому такие работы выполняются в специализированных проектных организациях и проходят экспертизу на работоспособность, а также целесообразность выполнения конкретного типа освещения.
Нормы уличного освещения
Нормы уличного освещения обязательны к исполнению при проектировании. В основном нормы уличного освещения касаются показателей яркости и освещённости автомобильных дорог. Разделение происходит на основании категорий объектов. Поэтому прежде чем искать нужное значение, необходимо определить класс автодороги в соответствии с существующей документацией. Если это невозможно – для ориентира можно использовать самые простые показатели: число полос движения и ориентировочную пропускную способность.
Настоящие стандарты и нормативные документы распространяются на уличное наружное освещение и устанавливает классификацию и нормы освещения объектов уличной сети в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов. Настоящие стандарты обязательно применяют при проектировании и эксплуатации стационарных установок уличного освещения.
Нормы освещенности уличного освещения ограничивают яркость светильников в установке под углами.

Угол наклона светильника должен быть 80 и 90 градусов от вертикали по направлению к дороге.
Максимальное значение яркости
Угол установки 80 град – 30 Кд
Угол установки 90 град – 10 Кд
на 1000 Лм светового потока светильника.
При освещении больших площадей и транспортных развязок светильники, установленные на опорах высотой 20 м и более, должны обеспечивать направление максимума силы света под углом не более 65 градусов от вертикали.
Яркость светильника под углом 80, 85 и 90 градусов от вертикали по направлению дороги не должна превышать предельных значений:
Угол установки 80 град – 50 Кд
Угол установки 85 град – 30 Кд
Угол установки 90 град – 10 Кд
соответственно на 1000 Лм светового потока светильника.
Нормы уличного освещения
Ниже приведем общие нормы освещения для всех типов. Их обязательно стоит учесть при проектировании уличного освещения.
Нормы уличного освещения в городе
| № | Освещаемые объекты | Средняя освещенность  Еср, лк не менее  | 
Распределение освещенности  Емин / Еср не менее  | 
| 1 | П1. Площадки перед входами Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов, спортивных, развлекательных и торговых объектов | 20 | 0,30 | 
| 2 | П2. Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и пред заводские площади, площадки посадочные, детские и отдыха | 10 | 0,30 | 
| 3 | П3. Пешеходные улицы, главные и вспомогательные входы парков, санаториев, выставок и стадионов | 6 | 0,20 | 
| 4 | П4. Тротуары отделенные от проезжей части дорог и улиц, основные проезды микрорайонов, подъезды, проходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений | 4 | 0,20 | 
| 5 | П5. Второстепенные проезды на территориях микрорайонов, хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков и центральные аллеи парков административных округов | 2 | 0,10 | 
| 6 | П6. Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов | 1 | 0,10 | 
Нормы уличного освещения в городе
Ниже приведем перечень норм освещения в городе. Их обязательно стоит учесть при проектировании уличного освещения.
Высота размещения светильников на улицах городов, дорогах и площадях с трамвайным и троллейбусным движением следует принимать с учётом высоты подвешивания контактных проводов по СП 98.13330.2012. Но в любом случае высота установки светильников должна быть не менее 8 м. до головки рельса для трамвайных путей и не менее 9 м от уровня проезжей части для троллейбусных маршрутов. 
Таблица взята
Нормы уличного освещения
| № | Освещаемые объекты | Средняя освещенность  Еср, лк не менее  | 
Распределение освещенности  Емин / Еср не менее  | 
| 1 | А1. Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города (за пределами центра города)  – с пропускной способностью более 10 000 ед/ч  | 
30 | 0,35 | 
| 2 | А2. Прочие федеральные дороги и основные улицы (за пределами центра города)  – с пропускной способностью 7 000 – 9 000 ед/ч  | 
20 | 0,35 | 
| 3 | А3. Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали А1(в центре города)  – с пропускной способностью 4 000 – 7 000 ед/ч  | 
20 | 0,35 | 
| 4 | А4. Основные исторические проезды центра, внутренние связи центра (в центре города)  – с пропускной способностью 3 000 – 5 000 ед/ч  | 
20 | 0,35 | 
| Магистральные дороги и улицы районного значения. Клас дороги – Б | |||
| 5 | Б1. Основные дороги и улицы города районного значения (за пределами центра города)  – с пропускной способностью 3 000 – 5 000 ед/ч  | 
20 | 0,35 | 
| 6 | Б2. Основные дороги и улицы города районного значения (в центре города)  – с пропускной способностью 2 000 – 5 000 ед/ч  | 
15 | 0,35 | 
| Улицы и дороги местного значения. Клас дороги – В | |||
| 7 | В1. Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением (жилая застройка за пределами центра города)  – с пропускной способностью 1 500 – 3 000 ед/ч  | 
15 | 0,25 | 
| 8 | В2. Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах и выход на магистрали (жилая застройка в центре города)  – с пропускной способностью 1 500 – 3 000 ед/ч  | 
10 | 0,25 | 
| 9 | В3. Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон (в городских промышленных, коммунальных и складских зонах)  – с пропускной способностью 500 – 2 000 ед/ч  | 
6 | 0,25 | 
| Обособленный трамвайный путь | |||
| 10 | Обособленный трамвайный путь | 10 | – | 
Нормы уличного освещения в сельской местности
Ниже приведем перечень норм освещения в сельской местности. Их обязательно стоит учесть при проектировании уличного освещения.
Равномерность освещения в сельской местности должна составлять не менее 0.25.
Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2020 г. N 2255 «Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения»
В соответствии со статьей 48 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые требования к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения (далее — требования).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г., за исключением:
а) подпункта «б» пункта 19, пунктов 23, 24, 28 и 29 требований, утвержденных настоящим постановлением, которые вступают в силу с 1 июля 2021 г.;
б) пункта 31 требований, утвержденных настоящим постановлением, который применяется:
в отношении светильников со светодиодами для наружного освещения — с 1 апреля 2021 г.;
в отношении светильников со светодиодами для внутреннего освещения промышленных объектов — с 1 июля 2021 г.;
в отношении светодиодных ламп и прочих светильников со светодиодами — с 1 октября 2021 г.
3. Настоящее постановление утрачивает силу по истечении 24 месяцев с даты вступления в силу технического регламента Евразийского экономического союза «О требованиях к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств» (ТР ЕАЭС 048/2019), но не позднее 1 января 2026 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 декабря 2020 г. N 2255
Требования
к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения
I. Основные положения
1. Настоящий документ устанавливает требования к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения (далее — требования).
Настоящие требования не распространяются:
а) на декоративно-художественное освещение и архитектурную подсветку;
б) на иллюминацию и освещение рекламных конструкций;
в) на аварийное и эвакуационное освещение;
г) на освещение для специальных применений и военной техники.
2. Для целей настоящих требований используются следующие понятия:
«диффузный рассеиватель» — светопрозрачный элемент из матового материала, при применении которого в осветительном приборе перераспределение излучения происходит преимущественно путем диффузного отражения и (или) пропускания света;
«защитное стекло» — светопрозрачная часть оболочки осветительного прибора, при применении которой в осветительном приборе не рассеивается свет диффузно и не происходит влияния на визуально воспринимаемую яркость источника света;
«зеркально-отражающая оптическая система» — отражающая оптическая система, в которой отражение происходит преимущественно на основе явления зеркального отражения света;
«индекс цветопередачи» — мера соответствия зрительных восприятий цветного объекта, освещенного исследуемым и стандартным источниками света при определенных условиях наблюдения (с учетом хроматической адаптации наблюдателя);
«источник света» — устройство, излучающее свет в результате преобразования электрической энергии;
«коррелированная цветовая температура» — температура излучателя Планка (черного тела), имеющего значения координат цветности, наиболее близкие к значениям координат цветности, соответствующим спектральному распределению излучения рассматриваемого объекта;
«коэффициент мощности» — комплексный показатель, характеризующий линейные и нелинейные искажения формы тока и напряжения в электросети, обусловленные влиянием нагрузки;
«коэффициент пульсации светового потока» — критерий оценки относительной глубины колебаний светового потока источника света при питании его переменным током;
«кривая силы света » — график и соответствующий ему тип зависимости силы света светового потока источника света или осветительного прибора от меридиональных и экваториальных углов, получаемый сечением его фотометрического тела плоскостью или поверхностью;
«лампа направленного света» — лампа, колба которой имеет особую форму, содержит отражающие или преломляющие свет части для перераспределения или концентрации света;
«лампа ненаправленного света» — источник, излучающий свет внутри больших, вплоть до 4
, телесных углов, не имеющий специальных оптических элементов для перераспределения света;
«лампа общего назначения» — лампа, применяемая для целей общего освещения помещений;
«люминесцентная лампа» — ртутная лампа низкого давления, в которой свет излучает один или несколько слоев люминофора, возбуждаемых ультрафиолетовым излучением разряда;
«малогабаритный встраиваемый светильник (даунлайт)» — концентрирующий свет небольшой светильник, как правило, встраиваемый в потолок;
«нитевидная (филаментная) светодиодная лампа» — лампа, состоящая из светодиодных источников света в виде светящихся нитей, без вторичной оптики и прозрачной или матовой (молочной) колбы (возможно применение колб различного цвета, например опаловых колб);
«номинальное значение» — количественное значение параметра, заявленное производителем;
«нормированное значение» — количественное значение параметра при заданных рабочих условиях (если не указано иное, все требования соответствуют нормированным значениям);
«осветительное устройство» — прибор, предназначенный для освещения и содержащий один или несколько электрических источников света и осветительную арматуру;
«призматический рассеиватель» — светопрозрачный элемент из прозрачного материала, преломляющий и диффузно рассеивающий проходящий через него свет от источника света благодаря неровной поверхности с тиснением (например, в виде призм, полусфер, «колотого льда» и т.д.) и снижающий визуально воспринимаемую яркость закрытого им источника света;
«прожектор» — осветительный прибор, концентрирующий излучение источников света с помощью элементов оптической системы (зеркал и (или) линз) в направлении, как правило, оптической оси с ограниченным углом излучения и, как правило, имеющий приспособления для изменения направления светового пучка (лиру), а в ряде случаев и его угловых размеров (фокусирующее устройство);
«светильник» — осветительный прибор, перераспределяющий излучение источников света внутри больших, вплоть до 4
, телесных углов;
«светильник для наружного утилитарного освещения» — светильник, предназначенный для освещения магистралей, дорог, улиц, площадей в темное время суток;
«светильник для освещения пешеходных пространств» — светильник, предназначенный для освещения тротуаров, парков, скверов, садов и других территорий с пешеходным движением;
«светильник общего назначения » — светильник, предназначенный для общего освещения помещений и открытых пространств без акцентирующих эффектов и создания локального освещения;
«светильник с открытым выходным отверстием» — светильник, выходное окно которого не перекрыто рассеивателем, защитным стеклом, светоотражающей решеткой и др.;
«светильник со светодиодами» — светильник, в котором в качестве источников света используются светодиодные лампы или модули;
«светодиодная лампа» — устройство, которое не может быть разобрано без неизбежного повреждения, включающее в себя светодиодный источник света и любые дополнительные элементы, необходимые для зажигания и стабильной работы источника света;
«световая отдача» — величина, определяемая отношением светового потока источника света или осветительного прибора к потребляемой им электрической мощности и характеризующая энергетическую эффективность источника света или осветительного прибора;
«электрическая лампа» — источник оптического излучения, создаваемого в результате преобразования электрической энергии.
II. Требования к энергетической эффективности ламп общего назначения
3. Требования к энергетической эффективности ламп общего назначения устанавливаются в зависимости от типа ламп и их номинальной мощности.
4. К люминесцентным лампам со встроенным пускорегулирующим аппаратом (далее — компактные люминесцентные лампы) и светодиодным лампам устанавливаются следующие требования:
а) минимальные нормированные значения световой отдачи (
) компактных люминесцентных ламп ненаправленного света с общим индексом цветопередачи менее 90:
Номинальная мощность лампы, Вт
, лм/Вт
б) компактные люминесцентные лампы ненаправленного света с общим индексом цветопередачи не менее 90 должны соответствовать минимальным нормированным значениям световой отдачи (
), указанным в подпункте «а» настоящего пункта, умноженным на коэффициент 0,9;
в) минимальные нормированные значения световой отдачи (
) светодиодных ламп ненаправленного света:
Номинальная мощность лампы, Вт
, лм/Вт
одноцокольные филаментные с коррелированной цветовой температурой Т ц 
5000 K
Минимальные нормированные значения световой отдачи (
) линейных двухцокольных светодиодных ламп ненаправленного света составляют 100 лм/Вт.
Минимальные нормированные значения световой отдачи (
) одноцокольных светодиодных ламп ненаправленного света (кроме филаментных) составляют 95 лм/Вт;
г) светодиодные одноцокольные и линейные двухцокольные лампы с коррелированной цветовой температурой менее 3000 К должны соответствовать минимальным нормированным значениям световой отдачи (
), указанным в подпункте «в» настоящего пункта, умноженным на коэффициент 0,7.
Нитевидные (филаментные) светодиодные лампы с опаловыми и молочными колбами должны соответствовать минимальным нормированным значениям световой отдачи (
), указанным в подпункте «в» настоящего пункта, умноженным на коэффициенты 0,9 и 0,8 соответственно.
Светодиодные лампы с индексом цветопередачи не менее 90 должны соответствовать минимальным нормированным значениям световой отдачи (
), указанным в подпункте «в» настоящего пункта, умноженным на коэффициент 0,9.
Светодиодные лампы со встроенным устройством регулирования светового потока должны соответствовать минимальным нормированным значениям световой отдачи (
), указанным в подпункте «в» настоящего пункта, умноженным на коэффициент 0,9;
д) минимальные нормированные значения световой отдачи (
) компактных люминесцентных ламп направленного света и светодиодных ламп направленного света:
Номинальная мощность лампы, Вт
, лм/Вт
Освещение города – нормы, принципы построения и управления

Наружное освещение городских территорий является одним из важнейших элементов создания комфортных условий для проживания в населенном пункте. Несмотря на мнимую спонтанность данного аспекта, освещение в городе подчиняется целому ряду норм и правил. Это и нормы строительства, и нормы освещенности, и нормы ПУЭ.
Но каждый из этих элементов дает лишь фрагмент требований к освещенности городов. Мы же постараемся объединить все эти нормативы для создания целостного образа правильного монтажа освещения в городе.
Нормы городского освещения
Городское освещение улиц можно разделить на две составляющие – это освещение автомобильных дорог и освещение пешеходных зон. Понятное дело для каждых из этих составляющих существуют собственные нормативы, которые собраны в СНиП 23 – 05 – 95.
Освещение автомобильных дорог
От чего же зависит яркость освещения автомобильных дорог? Для ответа на этот вопрос давайте разберем какие факторы могут влиять на этот показатель.

- Прежде всего это конечно интенсивность использования дороги. То есть то количество машин, которые проезжают по ней в течении часа. Как велит инструкция, этот показатель условно разделили на 4 категории. Это автомагистрали, по которым проезжает более 3000 машин в час; магистрали — нагрузка на которых составляет от 3000 до 1000 машин в час; дороги, по которым за час проезжает от 500 до 1000 автомобилей, и дороги, по которым за час проезжает менее 500 автомобилей.
 - Но не только интенсивность движения определяет приоритетность дороги. Согласитесь, скоростные магистрали должны освещаться гораздо лучше, чем небольшие дороги местного значения. Даже в том случае, если интенсивность движения по этой магистрали не так велика. Или, например, главные улицы городов в исторической части населенных пунктов, которые специально разгрузили от потока машин, должны лучше освещаться, чем такие же по интенсивности дороги в других районах города. Ведь они должны соответствовать общему уровню освещенности на улице.
 

- Все это достаточно условные параметры и больше относятся к вопросам градостроительства. В связи с этим, в этом вопросе СНиП 23 – 05 – 95 ссылается на СП 42.13330.2011 который в таблице 7 и устанавливает требования к улицам и дорогам различного назначения. СП 42.13330.2011 в свою очередь ссылается на СНиП 2.05.02-85, который устанавливает категории автомобильных дорог.
 

- Исходя из этих двух условий, таблица 11 СНиП 23 – 05 – 95 устанавливает нормы освещенности для различных типов дорог. Они колеблются от 4 до 20 лк. При этом нормируется не только средняя освещенность, но и средняя яркость покрытия, которая варьирует от 0,2кд/м 2 для дорог местного значения с одиночными автомобилями, до 1,6кд/м 2 на автомагистралях с интенсивным движением.
 - Но схема освещения городов должна предполагать хорошее освещение и в местах пересечения дорог разного типа. То есть, если у нас пересекается магистраль и дорога местного значения, то освещение в месте пересечения должно быть выполнено как для освещения основной дороги. Это же касается и съездов с автомагистралей.
 

- Отдельным вопросом является и отношение минимальной яркости к средней. Обратите внимание именно к средней. Так для дороги в целом это соотношение не должно превышать 0,35. Для одной же полосы движения этот перепад не должен превышать 0,6.
 
В видео рассказывается о том, как работает уличное освещение в Москве.
Нормы освещения пешеходных зон
Устройство освещения городов для пешеходов значительно сложнее привязать к загруженности улиц. Поэтому требования по освещенности обычно привязываются к значению населённого пункта, а также отдельных улиц в нем.
Но есть еще парковые зоны, площади, хозяйственные площадки, придомовая территория и многое другое, что также должно быть освещено. Поэтому с освещением пешеходных зон все немного сложнее.
Обратите внимание! Здесь и далее мы приводим среднее значение освещенности. Нормы отношения минимального освещения к среднему для пешеходных зон, такое же, как и у автомобильных дорог.





Принципы построения уличного освещения
Если вам кажется, что организация уличного освещения города это просто, то вы глубоко ошибаетесь. Ведь при создании городского освещения проектировщики должны учитывать не только требуемы параметры освещенности.
При расчетах учитываются такие показатели как: зернистость и отраженная составляющая асфальтного покрытия, запыленность улиц, количество осадков, ширина улиц, окружающая цветовая гамма, световые шумы и многое, многое другое. И все это, исходя из концепции развития города на ближайшие 10 лет.

- Конечно обсуждать каждый из этих критериев мы не будем. Ведь для полного раскрытия этой тематики научно-исследовательские институты составляют целые трактаты. И своими руками такие системы не построить. Но вот на основных аспектах принципа построения мы остановимся.
 

- Начнем с освещения автомобильных дорог. Оно может быть выполнено двумя способами – за счет установки светильников на специальных опорах и за счет подвеса светильников на тросах.
 - Какую схему и где применять, решают путем расчета. Одним из основных параметров в этом расчете является ширина дорожного покрытия. Так, при ширине дорожного покрытия до 12 метров рекомендуется применять одностороннюю схему установки светильников на столбах. При ширине до 18 метров рекомендуют применять двухрядную систему с шахматным расположением светильников на столбах. При ширине до 32 метров прямоугольную шахматную схему.
 

- Если у нас имеется разделительная полоса между полосами движения, как на видео, то при ширине дороги в одну сторону до 12 метров рекомендуется использовать двухрядную систему освещения — это когда светильники устанавливаются на столбах, и один светильник освещает одну полосу движения, а второй вторую.
 

- Что касается подвеса светильников на тросах, то однорядную схему рекомендуют использовать для дорог с шириной до 18 метров. Для дорог шириной до 36 метров рекомендуется использоваться двухрядную схему.
 
Обратите внимание! Все это, не более чем рекомендации нормативного документа. Окончательный выбор проекта освещения осуществляется, исходя из расчета и удобства обслуживания таких светильников.
- Важной составляющей схемы освещения городов является должный уровень света над перекрестками, пешеходными переходами и переездами. Для них так же разработаны определенные рекомендации. Так, для освещения пешеходных переходов устанавливается по одному светильнику с каждой стороны дороги. Причем они должны быть расположены справа от пешехода, переходящего дорогу. Расстояние между этими светильниками должно составлять 1,5 размера ширины дороги.
 

- Что касается освещения площадей, парковых зон, пешеходных дорожек и других зон отдыха, то п.10.16 СНиП 2 – 4 – 79 рекомендует его выполнять с акцентом на архитектурно-художественный облик города. При этом рекомендуется максимально использовать кронштейны, контактные соединения общественного транспорта и другие места установки светильников для минимизации использования столбов.
 
Управление уличным освещением
Все дорожное и городское освещение должно иметь единую систему централизованного управления. При больших расстояниях между объектами или при наличии природных препятствий, их допускается разделить на районные схемы управления освещением. Но в любом случае они должны иметь централизованное управление по средству телефонной или радиосвязи.

- Согласно норм ПУЭ управление городским освещением может осуществляться автоматически. Но при этом, в любом случае, должна быть обеспечена возможность принудительного ручного управления освещением. Это необходимо для выполнения ремонтных работ, при неисправности автоматических систем управления и в случае экстренных ситуаций.
 

- Схема освещения города должна быть двухуровневой, если у нас имеются такие объекты, как подземные переходы, тоннели и другие, относящиеся ко второй степени по уровню надежности электроснабжения. Второй уровень означает, что прекращение электроснабжения таких объектов недопустимо. Все остальное освещение города относится к третьему уровню надежности.
 - Двухуровневая система управления обозначает, что часть светильников работает днем, а часть и днем, и ночью. Возможен вариант трех- и более уровневой системы управления. Тут главным фактором является цена, которая для многоуровневых систем несколько выше.
 

- Многоуровневая система управления освещением допускается и для систем освещения города. Но при этом согласно п. 6.5.25 ПУЭ не допускается одновременное отключение двух смежных светильников. То есть глубокой ночью, для снижения потребления допускается отключить до 50% освещения города.
 

- Управление наружным освещение придомовых территорий, а также зон перед общественными зданиями осуществляется из этих зданий. Для этого они должны иметь специальный щит наружного освещения. Не подключать к нему, можно только светильник над входом в здание. Он может быть подключен к внутридомовым сетям.
 
Вывод
Освещение городских улиц вопрос многогранный и не однозначный. С одной стороны, существуют жесткие нормы по созданию средней освещенности, с другой стороны эти нормы не должны препятствовать нормальному восприятию человека, а также ложиться неподъемным грузом на местный бюджет. Поэтому при его создании возможны варианты, которые зависят от того, какая из точек зрения преобладала при выборе проекта.