Hendo hoverboard принцип работы

Ховерборд — это не шутка. Мы покажем, как он работает

Другие ТРЕНДЫ

Ховерборд Hendo быстро покорил сердца многих людей еще на старте проекта на Кикстартере, но сегодня нас не интересует, сколько он стоит и сколько собрали денег на запуск этого проекта. Сегодня мы хотим видеть, как он работает. Настоящий, эксплуатируемый, реальный.

Hendo — первая попытка компании, которая решила не наживаться на обещаниях построить летающую доску, как в фильме «Назад в будущее», а реально собрать и запустить ховерборд в жизнь. И ее одноименный ховерборд имеет все права на уникальность.

Он внешне мало похож на скейтборд. Более мощный, тяжелый, грозный. Причиной тому, конечно, аккумуляторы, определяющие его вес в выключенном состоянии. И их эксплуатация сильно зависит от веса человека, вставшего на парящую доску. Расчетная нагрузка такова — 40 W на 1 килограмм массы. То есть человек с массой в 100 килограмм требует мощности в 4000 W, чтобы полететь. А вот ребенку с массой в 20 кг достаточно 800 W. Вопрос, кто прокатается дольше, лишен смысла. Так что есть три варианта: худеть, отдать ховерборд ребенку или попросить более мощные батареи, которые, несомненно, скажутся на весе аппарата. Сколько сейчас весит оптимальный ховерборд, рано говорить: параметры еще подбираются, прототипы собираются буквально на наших глазах.

Проект, кстати, собирается не только делать ховерборды, но и заняться созданием летающих коробок, игровых кубиков, пуфиков, игрушек, а в перспективе собирается создавать системы для спасения людей, левитирующие дома, возможно, автомобили, а также поезда на магнитной подушке. Это все стык будущего и реальности, а пока мы имеем рабочий ховерборд, который парит в дюйме над землей, но только над металлической поверхностью — медь, алюминий, любой металл, что подвергается намагничиванию. В общем, ховерборд ограничен своим ареалом обитания.

Для катания на таких досках предполагается создание открытых и закрытых парков, где выстелют соответствующий пол. Но если вспомнить тот же фильм «Назад в будущее», то главный герой в нем парил на доске на любой поверхности. И чтобы соответствовать, пространство должно быть неограниченным. То же верно и для левитирующих домов. Смысл в определенных металлических территориях есть только у поездов, что сейчас ездят по железным дорогам и монорельсам, а потом будут парить над магнитами. Но что если их отвязать? Летящий над тундрой поезд на открытой поверхности выглядит гораздо эффектнее.

Но вернемся к ховерборду. Ниже мы покажем вам ролик, где готовый образец именно работает, а не просто обещает нам уникальную игрушку в будущем. На нем катается человек весом примерно в 90 кг. Действие происходит в специальном тестовом павильоне со спецпокрытием. Своеобразный миниатюрный скейтпарк будущего.

Как видим, образец гудит, скрипит, но работает. Аккумуляторы воздействуют на магниты, те позволяют держать вес взрослого человека, который, в свою очередь, может кататься и делать разные трюки. И не только на гладкой поверхности, но на любой металлической. А значит, изогнутые эстакады, на которых отрабатывают трюки скейтбордисты, — не за горами. Но что важно — осталось только научиться держать равновесие на этой доске. Впрочем, готовятся образцы и с индивидуальным управлением, когда остается только управлять джойстиком. А для тех, кто плохо стоит на своих двоих, видимо, могут сделать поддерживающую стойку.

Оставим размышления и посмотрим на стороннего наблюдателя, который не является одним из разработчиков и просто пришел посмотреть и показаться.

Испытуемого поддерживают с двух сторон поля, чтобы не выкатился за пределы. Ведь в чем вся соль — на ховерборд не действуют законы трения. Он будет катиться и катиться, пока не сядет батарейка или не кончится намагниченная поверхность. А значит, нужны свои системы торможения. Ведь чем больше будет скорость, тем быстрее он будет нестись. И инженеры сейчас работают над системой торможения. Иначе это будет дорога в реанимацию. Привычного торможения задней поверхностью «об асфальт» не существует. Ховерборд все так же привычно будет распределять вес, встаньте вы хоть на его край. Единственное, что пока возможно для остановки, — соскочить на ходу. Но ховерборд сам продолжит движение, скорее всего, врезавшись в стенку, если его никто не остановит или опять не кончится поле или заряд батарейки.

Как можно тормозить ховерборд, так и начинается движение — инерцией. Испытатель заскакивает на доску и сам отталкивается, либо его отталкивают. Ощущения по сравнению с простым скейтбордом совсем другие. Как раз из-за отсутствия трения. Это своеобразная невесомость.

Что же касается громкого, неприятного звука, издаваемого ховербордом, это временно. Его обещают заизолировать или хотя бы приглушить. Не исключено, что уже следующий образец будет полностью доработан по этой части. Об этом, по крайней мере, заявляет Шон Моран — одна из ведущих инженеров команды. Все дело в том, что образец сделан из не звукоизолирующего материала. Значит, стоит ему получить другую оболочку, гул пропадет. Плюс изоляция.

А вот картинка, где ховерборд используют уже не на плоской поверхности, а на наклонной, скатываясь под углом. Образец чуть более полуметра в длину и менее 30 см в ширину уверенно несет на себе инженера команды.

Что все-таки внутри ховерборда?

Разработчики пока держат это в тайне. Но будем надеяться, что это вращающиеся магниты, которые каким-то образом изменяют архитектуру магнитного поля в режиме реального времени. Да так, что могут поднять себя с земли и отталкиваться в любом направлении. Сами или с помощью пульта дистанционного управления. Это не так важно, если это изобретение работает. Это не совсем научный подход, но есть такой принцип: «не лезь туда, где все хорошо работает».

Какие планы компании после ховерборда?

Компания утверждает, что следующим шагом будет создание «тягового луча», который эффективно будет поднимать что-то с поверхностей. Как-то футуристично, но если подумать, то человек на видео катается на летающей доске, так что все возможно. В конце концов, физики уже придумали луч, который перемещает предметы с места на место (отодвигает и подвигает). Мы писали об этом тут.

Какова все-таки цена готовых продуктов и каковы планы компании?

После того как компания поставит несколько рабочих ховербордов по цене в $10 000 и реализует множество летающих небольших игрушек и прочих девайсов по цене от $300 до $900, она, видимо, займется распространением более дешевых моделей ховербордов. А чем ниже по цене они пойдут на рынке, тем больше будут иметь спрос. Соответственно, компания займется строительством обещанных парков в крупных городах (на начальном этапе), а затем в любом уголке. К тому же проект подобных развлекательных полей для ховербордов уже есть. И это целые комплексы.

Проектные картинки ниже:

Когда?

Если подумать, то 21 октября 2015 — день, когда Марти Макфлай из «Назад в будущее» и встал на ховерборд. Только тот был придуманный, а этот к этому времени точно будет настоящим. Рабочим. Реальным. И не говорите потом, что футурологи, писатели, сценаристы и прочие креативные, творческие люди не генерируют идеи для будущего. Стоит только добавить, что воплощают их в жизнь такие люди, как Грег Хендерсон. Конечно, при активном содействии любящей жены Джил.

Перспективы

Если спросить основателя компании, его жену и даже расспросить инженеров о том, что ждет компанию в будущем, то они в один голос начнут рассказывать об огромном потенциале «левитирующей системы». Это будут и корабли, летающие вдоль Суэцкого канала по пустыне (просто потому, что могут), и вездеходы, одинаково легко преодолевающие леса, горы, а возможно, даже реки, если компания придумает, как убрать конфликт магнитов и воды. А что говорить про игровые, спортивные и развивающие девайсы? Детям летающие игрушки, спортсменам парящие кроссовки, руководителям двигающиеся на пульте управления кресла из комнаты в комнату. Каждому свое.

Если подумать и пофантазировать, то антигравитационные магниты и особенно подобный луч могут неплохо помочь и за пределами нашей планеты. Если на Луне гравитация низкая, а на кораблях ее даже надо самим создавать, то «антигравы» могут пригодиться на Марсе и спутниках Юпитера, где в перспективе должны быть космические базы. Двигать скалы, скользить по Красной планете на марсоходе. Что может быть интереснее? К тому же Марс потому и «Красная» планета, что содержит много железа. А что еще может быть лучше для «магнитной системы» компании Hendo?

Вот, например, еще один ролик действующей системы от компании. Левитирующая коробка:

А что? Удобно. И робота сопровождения заводить не надо с системой «следуй за мной», о которой писали тут. Антигравитационные сумки могут сами себя носить.

Глава компании

Сам Хендерсон — бывший армейский рейнджер, командир взвода и архитектор по профессии — говорит, что подобные идеи о будущем пришли к нему более 20 лет назад после землетрясения, когда он увидел, как мало человек может в ситуациях, где требуется немедленная помощь при отсутствии тяжелой техники. Многие люди могли бы быть спасены.

Так что целью компании Хендерсона является нечто гораздо более грандиозное, чем просто катание на доске. Он принес реализуемую идею и хочет сделать мир безопаснее и интереснее. И да поможет ему в этом Провидение и наука.

Полеты по городу на ховерборде стали реальностью

Вы замечали, что мы живем в такое время, когда нам говорят, что придумали гениальную вещь, а мы только одобрительно киваем? Максимум, сделаем репост и пойдем дальше. Нас сложно удивить, но некоторые вещи из старых фильмов будоражат умы людей из категории 30+, которых еще можно удивить прогрессом, так как они родились тогда, когда не было ни Интернета, ни мобильных телефонов, ни массового распространения компьютеров. Одним из фильмов того времени, гаджеты из которого до сих пор хотят повторить изобретатели, является ”Назад в будущее”. А именно вторая часть, где Марти с доком Брауном переносятся в 2015 год, в котором машины летают, а люди носят подстраивающуюся под них одежду. С одеждой мы кое-как справились, до машин еще далеко, но Howerboard, на котором герой уходил от погони, постоянно появляется, и теперь есть еще один прототип. Может быть самый перспективный.

Это не просто летает, но и носит на себе человека

Летающие скейтборды

Устройство, которое на днях показал изобретатель Хантер Ковальд, сложно сравнивать с тем ховербордом из ”Назад в будущее”, но оно все равно очень крутое. Чем-то это даже напоминает то, на чем летал Зеленый Гоблин в ”Человеке-Пауке”, но от этого ценность изобретения не падает. И да, это летающая доска.

Хантер потратил на свои исследования несколько лет, но его изобретение действительно универсальное. Например, несколько лет назад что-то подобное показывала компания Lexus. Ее изобретение было очень похоже на то, что показывали в фильме Назад в будущее, но работало оно исключительно в одном месте в мире. Это был сильно доработанный скейтпарк. В него вмонтировали специальный слой с магнитами. Выглядело все красиво, но на деле это был просто эффект магнитной левитации и не более того.

Были и другие системы, вроде большой платформы с огромным количеством маленьких вентиляторов. Она тоже могла летать, но стоила дорого и за почти десять лет так и не стала хоть сколько-то массовым продуктом.

Ховерборд Хантера Ковальда

Нынешний вариант ховерборда представляет из себя по сути развитие идеи большого квадрокоптера. У него 8 мощных винтов, расположенных вдоль платформы. Именно они и поднимают пилота наверх. Работу ховерборда Хантер продемонстрировал лично, как и положено уверенному в себе изобретателю.

Большого количества подробностей о новом ховерборде нет, но его создатель все же поделился кое-какими характеристиками. В частности, он может подниматься вместе с пилотом на высоту до 150 метров. Конструкция аппарата выглядит максимально облегченной, чтобы его было просто поднять в воздух. Каркас изготовлен из углеродного волокна, а все соединения сделаны максимально надежными, чтобы обеспечить самый высокий уровень безопасности.

Безопасно ли летать на ховерборде

В пользу безопасности говорит большой запас надежности механической части конструкции. В частности, если в полете по какой-то причине откажут сразу два винта из восьми, аппарат все равно сможет сесть, а не разбиться.

Для того, чтобы соответствовать всем требованиям американского законодательства, ховерборд Хантера оборудован навигационным комплексом, который сертифицирован Федеральным управлением гражданской авиации США.

Как управлять летающим ховербордом

Управление осуществляется пультом, который Хантер держит в руке во время полета. Его хорошо видно в размещенном выше видеоролике. Теоретически управление можно было бы сделать по принципу гироскутера. То есть пилот отклонял бы положение аппарата ногами и тот летел бы в нужную сторону, чтобы компенсировать наклон. Но в этом случае опасность была бы выше, так как гироскоп может ошибиться, а любое неловкое движение приводило бы к смещению в сторону.

Главное как следует закрепить ноги.

Кроме этого, смещение веса может стать проблемой, когда восемь пропеллеров крутятся с большой скоростью и создают мощный гироскопический эффект. Поэтому управление с пульта намного удобнее и безопаснее. Конечно, если слово ”безопасно” вообще применимо к ситуации, когда ты висишь на высоте нескольких метров, а вокруг тебя восемь пропеллеров, вращающихся с огромной скоростью.

Эти винты вращаются достаточно быстро, чтобы нанести серьезные травмы.

Только представьте, что будет, если пилот ошибется или система выйдет из-под контроля и он упадет. Кроме того, что он может сам очень сильно пострадать еще до того, как долетит до земли, так еще может достаться окружающим.

Несмотря на это, разработка выглядит очень интересно. Люди, которые стали свидетелями испытаний, сильно удивились. Да и можно ли не удивиться, когда мимо тебя по городу летит человек на непонятной жужжащей платформе.

Выглядит очень эпично

Трудно ли было сделать летающую доску

Какая бы судьба не ждала ховерборд Хантера Ковальда, сам факт его появления уже дорогого стоит. Сам создатель летательного аппарата говорить, что он никогда не сможет объяснить другим, сколько сил было потрачено на создание этого на вид простого изобретения. Это тот самый случай, когда окружающие говорили ему, что это невозможно и законы физики обмануть не получится, но он попробовал и сделал это.

Сам Хантер Ковальд довольно молод.

В итоге, пройдя через трудности, изготовление нестандартных деталей, пожары на испытаниях и прочие неприятности, за несколько лет он добился своего и осуществил мечту. Вот такие энтузиасты, а не крупные корпорации двигают технологии вперед. Хочется пожелать им удачи. А вы хотели бы прокатиться на таком ховерборде?

Новости, статьи и анонсы публикаций

Свободное общение и обсуждение материалов

Электрические воздушные такси с вертикальным взлетом однажды будут бороздить небеса, но сроки реализации, о которых говорят энтузиасты такого вида транспорта…

На борту много причин, которые вызывают у людей панику. Некоторые из них — совершенно иррационально — начинают думать о состоянии пилотов. Уставшие ли они? Н…

Цеппелин, более известный как дирижабль — это управляемый аэростат, движимый силовой установкой, которая работает на основе легковесного водорода или гелия. …

Летящей походкой Статьи редакции

Кто достиг выдающихся успехов в создании настоящего ховерборда и почему Google отказался от работы над ним

Главный герой фильма «Назад в будущее 2» Марти Макфлай, отправившийся почти на 30 лет вперёд и покатавшийся на ховерборде, заразил всех инженеров мира идеей о создании летающей доски. Тот самый день, в который переместился Макфлай — 21 октября 2015 года — неумолимо приближается, а ховерборды так и не стали предметом повседневного использования.

Однако за полгода до «дня X» сразу несколько организаций вновь заговорили о летающих досках, а некоторые даже заявили, что создали работающие прототипы. TJ вспомнил, что известно о работе над ховербордами, ховербайками и другим левитирующим транспортом.

Lexus Slide

24 июня компания Lexus провернула великолепный маркетинговый трюк, заставив всех говорить об её изобретении. Показав всего один промо-ролик и несколько фотографий, она смогла добиться того, что многие посчитали успешным созданием настоящего ховерборда.

Как дело обстоит на самом деле, никто, кроме Lexus, не знает. В компании заявляют, что их ховерборд использует технологию электромагнетизма, а сверхпроводники внутри доски охлаждаются при помощи жидкого азота — отсюда и лёгкий дымок, который можно увидеть в ролике.

Компания обещает выпускать новые видео по Lexus Slide каждую неделю, однако рассчитывать на откровение в них вряд ли стоит: о прорыве в технологиях компания сообщила бы на отдельной пресс-конференции, а не растягивала бы процесс на месяцы. Пока это вряд ли больше, чем красиво выглядящий концепт, который имеет примерно такое же отношение к деятельности Lexus, как и светящийся паркурщик.

Ховербайки на службе армии США

Британская компания Malloy Aeronautics в течение двух лет разрабатывала ховербайки, собрав к 1 сентября 2014 года 64 тысячи фунтов стерлингов через Kickstarter — в два раза больше изначально заявленной суммы. Этих денег хватило для выпуска двух поколений прототипа Hoverbike, но реальные полёты вне тестовых площадок на них так и не проводились.

Ховербайк использует пересекающиеся лопасти пропеллеров для экономии пространства и раму из углеродного волокна для уменьшения веса устройства. Транспорт способен поднимать в воздух одного пассажира или 100 килограмм полезного груза, но пока в целях безопасности компания использует его как дрон — то есть без пилота.

В июне 2015 года стало известно, что Malloy Aeronautics получила заказ от Минобороны США. Представители SURVICE, фирмы-подрядчика ведомства, объяснили журналистам, для чего могут использоваться ховербайки: в качестве транспортного средства для военных, для перевозки снаряжения и припасов, а также для «наблюдения». Вероятно, речь идёт о патрулировании территорий, где обычные автомобили и мотоциклы не проедут, а использовать вертолёты неэффективно.

Ховерборд из «дронов» и рекорд Гиннеса

22 мая канадский изобретатель Каталин Дуру (Catalin Alexandru Duru) поставил рекорд Гиннеса по протяжённости непрерывного полёта на «ховерборде». Поднявшись над волнами, он смог пролететь 275,9 метра, после чего упал в воду. Предыдущий рекорд составлял 50 метров.

Ховерборд Дуру состоял из нескольких пропеллеров, прикреплённых к общей платформе — можно представить, будто несколько дронов соединили между собой, и на эту конструкцию взобрался человек. Главной целью автора проекта была возможность управлять движением ховерборда при помощи одних лишь ног: в ролике видно, как подаётся вперёд транспорт, когда его пилот опускает вниз «передний кант».

На создание своей машины конструктор потратил целый год. Во время испытания Дуру летел на высоте пяти метров над уровнем моря, но, по его словам, в будущем ховердборд поможет ему достичь любых высот.

Hendo и медный таз

Ближе всего к созданию того, что подразумевается под словом «ховерборд», приблизилась компания Arx Pax, занимающаяся электромагнитами. Свои технологии компания планирует использовать для предотвращения разрушения зданий от землетрясений и потопов, а также для менее энергозатратного взлёта самолётов.

Ховерборды и левитирующие ящики, ставшие популярными благодаря кампании на Kickstarter (собрала 500 тысяч долларов) — это скорее хобби для демонстрации возможностей и поиска финансирования дальнейших разработок.

В октябре 2014 года журналист The Verge побывал в офисе Arx Pax в Калифорнии и покатался на электромагнитном ховерборде Hendo — огромной, массивной, чёрной со светящимися огнями левитирующей доске.

Свои ощущения от катания он описал так: «Представьте, что вы на ходу запрыгиваете на раскалённый сноуборд». По словам журналиста, это не было похоже на управление скейтбордом, к которому он привык — ховерборд летел в любом направлении и вращался вокруг своей оси, зачастую сбрасывая ездока.

Главная проблема Hendo — он может работать только на металлических поверхностях. В офисе Arx Pax для этого были оборудованы пол и рампа с медным покрытием. Помимо всего прочего, Hendo шумел, как настольный компьютер, работающий на полной мощности, писал автор The Verge.

Хотя Hendo и стал так называемым proof of concept — доказательством возможности создания левитирующей доски — его никак нельзя было назвать доступным транспортным средством. Работая от батареи всего семь минут, Hendo обошёлся бэкерам на Kickstarter в 10 тысяч долларов — максимальную сумму, которую допускала краудфандинговая площадка в качестве пожертвования.

Ховерборд Funny or Die был слишком хорош, чтобы оказаться правдой

В марте 2014 года компания HUVr Tech представила якобы реально работающий ховерборд. Он выглядел точно так же, как устройство из «Назад в будущее 2», и его даже презентовал актёр Кристофер Ллойд, игравший роль профессора. Возможности ховерборда продемонстрировали известные скейтеры, в том числе Тони Хоук.

После выхода ролика многие блогеры занялись поиском опровержений. Некоторым из них удалось обнаружить запись дизайнера по костюмам, заявившего, что он принимал участие в создании ролика о ховерборде для комедийного портала Funny or Die. HUVr Tech оказалась подделкой.

Когда общественность разъярилась, Ллойд извинился перед зрителями, в шутку заявив, что его тоже обманули, а все провода и краны, использованные для создания подделки, просто «стёрлись из его памяти». Funny or Die решили подарить публике один из ховербордов, разыграв его между комментаторами на Фейсбуке.

В Google считают, что ховерборды никому не нужны

Несмотря на ажиотаж в медиа вокруг летающих транспортных средств, в лаборатории Google X — колыбели таких амбициозных проектов, как очки Google Glass, воздушные шары с интернетом Project Loon и самоуправляемые автомобили — посчитали, что на самом деле ховерборды не будут пользоваться большим спросом.

25 июня на конференции Hello Tomorrow в Париже менеджер по продукту Google X Оби Фелтен (Obi Felten) заявила, что исследователи Google нашли способ успешной «левитации углеволокна на магнитах», однако отказались от дальнейшего развития проекта. По мнению Фелтен, помимо самих скейтеров, мало кто заинтересован в покупке ховерборда, и рынка для их сбыта просто не существует.

Летающая доска от Hendo — шаг в будущее

Да, эта доска похожа на ту, что была у Марти из второй части «Назад в будущее». Не так круто, зато уже не кино. Но забудьте на ближайшую пару десятков лет о возможности добраться на такой до офиса. Парящая доска от Hendo — это в первую очередь привлекающая внимание демонстрация технологии, которая призвана изменить мир.

Показав наглядное использование системы для парения над землей, Hover, похоже, влюбили в себя всех фанатов трилогии Роберта Земекиса и успешно запустили кампанию на Kickstarter, в результате которой планируется получить минимум $250 000. При нынешнем темпе сбора средств они достигнут этой планки за считанные дни.

Сейчас встать на ховерборд можно разве что на поверхности из алюминия или меди, он неуправляем, издает громкий пронзительный звук, из-за чего в целом бессмысленен, но его создатель Грег Хендерсон — в честь которого была названа компания — верит, что принцип работы Hendo Hoverboard может спасать целые дома от природных катаклизмов, поднимая их в воздух, и стать заменой магнитной подушки у современных поездов. За разработку технологии MFA (magnetic field architecture) ответственна Arx Pax, являющаяся материнской компанией Hendo.

Чтобы одним из первых оценить возможности MFA и даже попробовать реализовать на её основе свои идеи, необязательно пересылать на счёт Hover $10,000 (столько нужно, чтобы получить один из десяти прототипов доски). Достаточно суммы в $299, и вы получите the Whitebox — комплект разработчика, представляющий из себя небольшую белую коробочку, которая умеет отрываться от металлической поверхности на пару сантиметров. Несмотря на свою компактность, она способна выдерживать до 20 килограммов нагрузки. К слову, MFA основывается на электромагнетизме и правиле Ленца.

«Электромагнитное поле магнита одинаково на всей поверхности и имеет северный и южный полюса» — объясняет Хендерсон. «Что если взять этот магнит и создать магнитное поле только на одной стороне, а после объединить его с другими магнитными полями для фокусирования и контроля их силы? В этом заключается Magnetic Field Architecture». По словам Грега, разработка его команды абсолютно безопасна, особенно в сравнении с другими разновидностях маглевов.

Тестирование ховерборда происходит как на ровной поверхности, так и на небольшом хафпайпе, чтобы продемонстрировать все его особенности в управлении, которые не сравнятся ни с одним видом спорта.

Джош Лоуэнсон в материале на The Verge отмечает, что главная проблема, на которую сразу обращаешь внимание — шум, сравнивая работу летающей доски с сиреной воздушной тревоги. Arx Pax собирается избавиться от неё в ближайший год при условии успешной финансовой поддержке проекта. Планируется решить проблему и, например, энергоэффективности — сегодняшний прототип умеет поднимать человека лишь на 7 минут. Также в планы входит снижение стоимости Hendo Hoverboard, однако сейчас компания планирует предоставлять свою разработку в первую очередь тем, кто собирается дорабатывать и использовать её в своих изобретениях.


Transrapid 05

Вернемся к перспективам использования MFA. Перемещение пассажиров и грузов, используя силы электромагнитного поля, обыденность уже не один десяток лет. Transrapid 05, первый в мире поезд на магнитной подушке, был создан еще в 1979 году. Сегодня маглевы — самый быстрый вид наземного транспорта, отличающийся сравнительно небольшими затратами на обслуживание и электроэнергию. Особенность же технологии от Arx Pax в дешевизне метра дороги из-за отсутствия необходимости в дорогостоящем оснащении путей.

Но как насчет домов? В марте прошлого года Грег Хендерсон подал патент, в котором описывается система, которая предусматривает двигатели в самом фундаменте здания, которые при необходимости смогут его поднять. Это сложно представить, учитывая, что сегодня лишь небольшие объекты поднимаются на считанные сантиметры. Однако, чтобы поднять больший объем и выше достаточно большей силы, а сложность заключается в управлении и стабилизации, над чем сейчас трудится компания. Для исследований в этой области используется другая коробочка в форме цилиндра Manta Ray, которая умеет менять направление движения.


Manta Ray

Согласитесь, сложно вспомнить стартап со столь амбициозными целями. Если посмотреть на весь путь, в конце которого Arx Pax научатся двигать здания, то сейчас они разве что сошли с отправной точки. Сконструировать управляемую парящую доску, которая стоит в несколько раз дешевле нынешнего прототипа и продается — уже огромный успех. Хочется надеется, что это у них получится, а до поднимающихся над водой домов пока разительно далеко. Почему-то куда легче вериться в управление климатическими и даже тектоническими процессами человеком в ближайшем будущем, чем оснащение домов подобными технологиями.

Реактивный мотоцикл и летающая доска: спецтранспорт для спецназа

Человечество всегда стремилось расширить границы своих возможностей. Благодаря желанию человека плавать под водой как рыбы появились акваланги и подводные лодки, благодаря желанию летать как птицы появились воздушные шары и самолёты. В течение прошедшего XX века сгенерировано огромное количество идей по созданию различных транспортных средств. Некоторые из них стали реальностью, некоторые до сих пор остаются только на страницах фантастических произведений.

Именно фантастическая литература подарила миру такие понятия, как летающий мотоцикл – ховербайк (hoverbike), реактивный ранец – джетпак (jetpack) и летающая доска – ховерборд (hoverboard). Несмотря на многочисленные попытки, в XX веке ни одно из вышеперечисленных транспортных средств не вышло из стадии прототипов и не было реализовано в сколь либо законченном виде.

В XXI веке достижения в области электроники, датчиков, компактных и мощных электродвигателей позволили вновь вернуться к идее создания персональных летательных аппаратов.

Hoverboard

Наибольших успехов в создании «летающей доски» добился французский спортсмен и изобретатель Franky Zapata и его компания Zapata Industries. В 2005 году компания Zapata Industries представила летающую платформу Flyboard – мощный насос нагнетает воду через гибкую трубу, подведенную от водного мотоцикла, которая с силой выбрасывается вниз, что позволяет пилоту лететь на высоте до 16 метров. Летающая платформа Flyboard предназначена для развлечений и спортивных состязаний, однако на ней были отработаны многие решения, которые в дальнейшем позволили создать более продвинутые изделия.

Наиболее прорывной моделью компании Zapata Industries стал ховерборд Flyboard Air. При собственном весе 25,1 кг грузоподъемность Flyboard Air составила 102 кг, максимальная скорость полёта 150-195 км/ч, максимальный потолок составляет 1524 метра. Емкость топливного бака 23,3 литра, продолжительность полета 10 мин. В 2016 году на Flyboard Air был поставлен рекорд, официально зарегистрированный в книге рекордов Гиннеса, дальность полёта составила 2 километра 252 метра, преодолённые за 3 минуты 55 секунд.


Мировой рекорд полёта на ховерборде Flyboard Air

Двигательная система Flyboard Air включает в себя четыре реактивных двигателями, работающих на авиационном керосине. Топливо поступает из бака, размещённого в ранце за спиной пилота. Каждый двигатель выдаёт порядка 30 кг тяги, при собственном весе 3 кг. Кроме того, платформа оснащена парой дополнительных винтовентиляторных двигателей с малой инерционностью, для обеспечения быстрой реакции системы управления. Система управления является ещё одним важнейшим элементом Flyboard Air, она с высокой скоростью и точностью компенсирует порывы ветра, перераспределение веса из-за перемещений пилота, расхода топлива, неравномерности работы двигателей и стабилизирует полёт Flyboard Air.

На военном параде, прошедшем в Париже на Елисейских полях в честь Дня взятия Бастилии, участвовал ховерборд Flyboard Air с пилотом, вооружённым винтовкой (или её имитацией), что подчёркивает интерес, проявленный военными к этой технологии.

В каком качестве могут быть востребованы ховерборды в вооружённых силах? Если кто-то представляет стаи мобильных пехотинцев, атакующих противника на летающих досках, то скорее всего он будет разочарован. На текущий момент ховерборды по-прежнему остаются громоздкими, сложно управляемыми устройствами, а время их полёта крайне ограничено.

Однако, существуют определённые тактические ситуации, когда ховерборды могут оказаться не просто полезными, но даже незаменимыми.

В первую очередь можно говорить о проведении спецопераций, например, по штурму зданий, освобождению заложников и т.п. В этом случае применение ховербордов позволит отказаться от привлечения вертолётов для десантирования на крышу зданий. Ховерборды доставляются к месту проведения спецоперации автотранспортом, после чего боевое подразделение может в течение нескольких минут осуществить заброску на крышу здания с необходимым вооружением. Из плюсов данного решения можно назвать возможность оценить ситуацию на месте, выбрать непростреливаемый сектор для заброски, с учётом архитектуры здания, возможность оперативно отступить при необходимости.


Выход вертолёта на точку, десантирование спецназа (с седьмой минуты). В данной ситуации ударная группа могла бы осуществить заброску на ховербордах с торца здания, где необходимо контролировать всего одно окно

В качестве другого примера можно рассмотреть ведение боевых действий в городских условиях. В этом случае ховерборды могут быть использованы, например, для заброски снайперов на высотное здание, при этом все проходы в здании могут быть заминированы. Или они могут использоваться для захода в тыл позиции, защищаемой противником, «прыжка» через препятствие.

Также ховерборд может использоваться для занятия господствующих высот в горной местности. Здесь надо сделать оговорку, что это будет зависеть от высоты, на которую он способен подниматься относительно уровня моря. По некоторым данным, высота полёта Flyboard Air может достигать 3000-3500 метром, что уже сравнимо с высотой полёта некоторых вертолётов. В случае, если противник занял выгодную позицию, затрудняющую его атаку «в лоб», и при этом другие участки труднопроходимы, маневренная группа на ховербордах может занять позицию, более выгодную относительно позиции противника.

Можно возразить, что пилот ховерборда крайне уязвим в полёте, но фактически он не более, а скорее даже менее уязвим, чем пилот лёгкого вертолёта. Минимизация вероятности поражения пилота должна обеспечиваться внезапностью его применения (нет подлётного времени, как у вертолёта, когда его можно обнаружить издалека по звуку двигателей) и малым временем полёта, фактически прыжком. Да и попасть в малоразмерную подвижную цель не так просто, как кажется на первый взгляд.

В любом из сценариев ховерборд не рассматривается как платформа для ведения боевых действий, а лишь как высокомобильное средство перемещения на короткие дистанции в специфических тактических ситуациях.

В беспилотном варианте ховерборд может быть использован для доставки оружия и боеприпасов заблокированной боевой группе.

Hoverbike

Идея создания летающего мотоцикла – ховербайка, привлекает людей не меньше. В начале XXI века наметилось два пути создания ховербайков. Первый – создание летающего мотоцикла с реактивными двигателями, второй – создание летающего мотоцикла на базе технологий, применяемых для создания беспилотных квадрокоптеров. Соответственно, в качестве топлива используется или жидкое горючее, или запас электроэнергии в аккумуляторах. У каждого означенного пути есть как свои преимущества, так и трудности в реализации.

Одним из наиболее интересных, и предположительно близких к реализации концептов, является реактивный мотоцикл Speeder компании Jetpack Aviation. Оснащённый четырьмя реактивными двигателями Speeder сможет развивать скорость более 240 км/ч и подниматься на высоту 5000 метров при грузоподъёмности 115 кг. Изначально реактивные двигатели планируется разместить в центральной части конструкции, но это может затруднить управление транспортным средством и потребует внедрения сложных автономных технологий стабилизации, поэтому в дальнейшем турбины могут перенести ближе к краям корпуса.

Время полёта составит порядка 30 минут. Много это или мало? С учётом заявленной максимальной скорости это порядка 100-120 км. Вполне достаточно, чтобы долететь до загородной резиденции, минуя городские пробки. Компания Jetpack Aviation уже начала принимать предварительные заказы на Speeder. Стоимость бронирования места в очереди составляет 10 тысяч долларов США, а полная стоимость летающего мотоцикла составит 380 тысяч долларов. Первая партия составит всего 20 машин.

Рассматривается возможность создания и военной версии реактивного мотоцикла. В ней будет пять двигателей вместо четырёх, грузоподъёмность максимальное время полёта будут увеличены.


Рекламная презентация ховербайка Speede

Другой образец ховербайка, разрабатываемый ранее российским, а теперь уже американским стартапом Hoversurf, обладает более скромными характеристиками. Компания Hoversurf основана петербуржцем Александром Атамановым и зарегистрирована в Калифорнии в 2014 году.

Его летающий мотоцикл Scorpion получил раму из углеродного волокна, благодаря чему весит менее 114 кг, гибридную литий-марганцево-никелевую батарею, способную обеспечить от 10 до 25 минут полёта в зависимости от погоды и веса пилота. В режиме дистанционного управления время полёта составит 40 минут. Ховербайк Scorpion может летать на высоте до 16 метров над землёй, достигая максимальной скорости 96 км в час.

Несмотря на более скромные характеристики по сравнению с реактивным мотоциклом Speeder от Jetpack Aviation, ховербайк Scorpion значительно ближе к реализации. Показаны предсерийные прототипы, также открыт заказ на покупку – цена ховербайка составит Scorpion 150 тысяч долларов. Ховербайк Scorpion классифицируется как сверхлёгкое транспортное средство, позволяющее летать в США без лицензии пилота.


Испытания ховербайка Scorpion полицией Дубая в 2019 году

В планах Hoversurf выпуск и других типов аналогичных летательных аппаратов для гражданского и специального применения.

Глядя на этот и другие «убежавшие» из России проекты, хочется сказать, что руководству нашей страны следует пересмотреть свой подход к высокотехнологичным отечественным стартапам. Иначе всё, что потом останется, это гордо говорить о том, что вертолётную промышленность США основал выходец из России, и вспоминать другие многочисленные подобные примеры.

Как ховербайки могут быть использованы военными и специальными подразделениями? Как и в случае с ховербордами, ховербайки вряд ли стоит рассматривать как боевые машины, предназначенные для нанесения ударов по противнику с воздуха, хотя и нельзя полностью исключать такое их применение в дальнейшем.

В первую очередь ховербайки могут быть использованы для оперативной доставки спецназа. В случае возникновения террористической угрозы счёт может идти на минуты. Промедление позволит террористам оборудовать огневые точки, установить минно-взрывные устройства. При этом загруженность городских автомагистралей не позволяет специальному транспорту быстро выдвинуться на необходимые позиции. Ховербайки обеспечат специальным подразделениям высочайшую скорость реакции на угрозы, которая не может быть обеспечена никаким другим типом транспортных средств.

Аналогичную функцию они могут выполнять и для наземных подразделений вооружённых сил – оперативно доставить подмогу, в кратчайшие сроки перебросить вооружение и боеприпасы на расстояние порядка 100 километров, выдвинуться на позиции и занять их, опередив противника. При этом в дальнейшем ховербайки могут в режиме автопилота вернуться на базу, чтобы дополнительно не демаскировать бойцов. Или наоборот, в беспилотном режиме выдвинуться в указанную точку и обеспечить эвакуацию наземного подразделения.

Важнейшим направлением использования ховербайков может стать их использование медиками для оказания неотложной медицинской помощи как гражданским лицам, так и военным, в случае получения ранений. При многих типах заболеваний или ранений счёт идёт не то что на минуты, а на секунды.

Насколько верны предполагаемые сценарии применения ховербордов и ховербайков покажет время, но уже сейчас практически все разработчики этого типа летательных аппаратов предусматривают возможность их военного и специального применения. С высокой вероятностью эти типы летательных аппаратов будет востребованы не только на гражданском рынке, но и в качестве транспортных средств вооружённых сил и сил специального назначения.

Стартап Arx Pax показал рабочий прототип летающего скейтборда Hendo

Поделитесь в соцсетях:

  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pocket (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)

В одной из сцен культового фантастического фильма «Назад в будущее 2» главный герой Майкл Джей Фокс скользит по воздуху над поверхностью земли на ховерборде. К сожалению, законы физики — такие, какими мы их знаем на сегодняшний день, — не позволяют создать подобное устройство с антигравитационными возможностями. Но уже сейчас можно представить создание других устройств — парящих досок на магнитной подушке. Пожалуй, именно к подобному роду устройств можно отнести ховерборд Hendo, разработанный калифорнийским стартапом Arx Pax. Разработчик заверяет, что ему удалось создать первый настоящий ховерборд в мире.

Обозреватели таких ресурсов как Engadget и The Verge уже успели протестировать прототип парящей доски Hendo и поделиться своими ощущениями. Они подтверждают достоверность заявленных разработчиком возможностей.

В настоящее время компания Arx Pax начала кампанию по сбору средств, необходимых для дальнейшего развития технологии и подготовки к массовому выпуску ховербордов, на известном краудфандинговом сайте Kickstarter. С помощью Kickstarter стартап Arx Pax планирует привлечь $250 тыс. Собранные средства позволят нанять команду опытных инженеров, исследователей и специалистов в разных областях, которая поможет реализовать ряд дополнительных возможностей, а также выполнить обязательства перед пользователями Kickstarter.

Ховерборд Hendo – это чистой воды proof of concept, т.е. доказывает принципиальную возможность существования разработанной Arx Pax технологии Hover Engine. Полноценным аналогом кинематографического средства передвижения главного героя культовой ленты устройство назвать язык не поворачивается, но оно тянет как минимум на упрощенную версию желаемой миллионами людей парящей доски. Изделие отличается автономным источником питания и может удерживать взрослого человека на высоте 25,4 мм от специальной поверхности. Правда, веселье это будет довольно непродолжительным, поскольку батареи хватает всего лишь на семь минут работы устройства. Впрочем, в будущем разработчик обещает значительно улучшить этот показатель.

Нынешний прототип может без проблем удерживать в воздухе все, что весит до 136 кг. В будущих версиях разработчик планирует довести показатель максимально допустимого веса до 227 кг.

В Hendo применяется фирменная электромагнитная технология Magnetic Field Architecture, подобная тем, которые позволяют поездам-маглевам скользить по воздуху над рельсом на незначительном расстоянии. Как и в случае с маглевами, для работы Hendo требуется специальная поверхность, выполненная из неферромагнитного проводника. Наиболее подходящим вариантом в настоящее время является медь или алюминий.

Покататься на ховерборде Hendo пока можно только на специальном скейт-парке с медными поверхности, построенным для Arx Pax для тестирования устройства. Правда, отсутствие силовой установки существенно усложняет управление устройством, и оно попросту бесцельно дрейфует над поверхностью. В интервью Engadget основатель Arx Pax и создатель Hendo Грег Хендерсон сказал, что компания в настоящее время работает над вопросом управления устройством. В частности, одним из вариантов является взаимодействие со специальными площадками на внешней стороне Hendo и манипулирование четырьмя «двигателями» дискообразной формы, отвечающими за левитацию доски. Сделав упор на определенную сторону можно развернуть устройство и заставить его перемещаться в нужном направлении. Но в условиях отсутствия трения с землей оказать нужное давление – задача не из легких. Чтобы «чувствовать» Hendo и управлять ею должным образом нужна практика, практика и еще раз, правильно, практика.

Грег Хендерсон надеется, что в один прекрасный день лежащая в основе ховерборда Hendo технология найдет более широкое применение. Она может стать заменой существующим технологиям в маглевах или защищать современные здания от землетрясений и наводнений, поднимая их в воздух на время разного рода стихийных бедствий. Именно последнее вдохновило господина Хендерсона на создание Hendo.

Что же касается более краткосрочных целей, они все связаны с Kickstarter. За $100 можно претендовать на пятиминутную поездку на одном из рабочих прототипов Hendo. Есть также комплект для разработчиков Whitebox/Whitebox+, который, по сути, представляет собой мини-версию Hendo в форме прямоугольника и управляется дистанционно с помощью смартфона и сопутствующего приложения. Минимальная стоимость комплекта для разработчиков составляет $299. Пожертвовав $1 тыс можно получить поездку на Hendo длительностью в один час и персонального тренера в придачу. Самый большой взнос — $10 тыс (10 предложений) — соответствует финальной версии Hendo. Поставки, как и специальное мероприятие, намечены на 21 октября 2015 года – день прибытия Марти МакФлая в будущее.

Пока собрано около $70 тыс из требуемых $250 тыс, но до конца сбора средств остается еще 54 дня.

Здесь очень кстати будет вспомнить о еще одном не менее футуристическом средстве передвижения, который герои культовой саги «Звездные войны» использовали для перемещения по песчаным просторам планеты Татуин. Аналог того самого ховербайка компания Aerofex обещает выпустить к 2017 году.