Уличное освещение в сельской местности нормативы

Уличное освещение в сельской местности

В Российской Федерации уделяется достаточно большое внимание вопросам освещения территорий проживания. В городах вопросы уличного освещения не являются глобальной проблемой. А вот для деревень и сельских поселений уличное освещение – больное место. Зачастую проблема освещения улиц на селе снижает качество жизни населения. Решение данных вопросов находится в ведении местных органов власти. На практике гражданам небольших населенных пунктов приходится обращаться в разные инстанции, чтобы защитить свои права.
Сложности возникают по причине специфики организации освещения в сельской местности. Освещение на селе отличатся от городского тем, что интенсивность транспортного и людского потока здесь ниже, количество объектов торговли, культуры, административных зданий меньше.
Но, несмотря на указанные факторы, система обеспечения достаточности уровня освещенности, должна обеспечивать комфорт для жителей в вечерние и ночные часы время.

Законодательство по вопросам освещения сельских населенных пунктов

Освещение в сельских населенных пунктах попадает под действие СНиП 23 – 05 – 95. В данном документе устанавливаются нормы, по которым должно осуществляться наружное освещение.

В населенных пунктах, расположенных на территориях сельской местности установлены действующие нормы:
• для главных улиц — уровень освещенности не менее 4лк;
• на территориях, прилегающих к общественным зданиям и в районах жилых застроек уровень освещенности должен быть так же не менее 4лк;
• второстепенные улицы и переулки — уровень освещенности снижается вдвое, т.е. не менее 2лк;
• поселковые дороги, проезды — не менее 2лк;
• может быть меньше в два раза и составляет всего 2лк.
• второстепенные дороги в сельской местности могут иметь освещенность 1лк;
• садовые и огороднические товарищества (дороги и улицы, являющиеся основными проездами) освещаются по норме в 2 лк;
• территория у водоисточника и пожарного гидранта, находящегося в сельском поселении, подлежит обязательному освещению по норме 2лк.

Указанные нормативные значения представляют собой эксплуатационные величины. Менее, чем указанные значения освещенность быть не должна. Это касается всего периода эксплуатации. В разные сезоны светильники могут загрязняться, поэтому они нуждаются в обслуживании. В электрической сети возможны колебания напряжения, что также может влиять на световой поток. Освещенность территории может меняться даже от высоты расположения уличных светильников.
Все указанные факторы нужно учитывать при планировании освещения территории в сельской местности.

Оборудованием нового поколения, приводящего в движение различное гидравлическое оборудование, является гидравлическая насосная маслостанция. Сфера применения ее достаточно широка: буровые работы, дорожные работы, подъем и перемещение крупногабаритных конструкций, подача смазки в узлы машин, перекачка и фильтрация масел, испытания гидравлической техники и трубопроводов. Сегодня на отечественном рынке представлены различные модели как российских, так и и зарубежных производителей. Современное российское предприятие Пневмакс предлагает приобрести унифицированные гидростанции в сборе с распределительной гидроаппаратурой различных моделей и габаритов pneumax.ru/hydrosystems/gidravlicheskie-nasosnye-stantsii/unifitsirovannye-maslostantsii-ctr-kv-sam-v-sbore-s-gidroapparaturoy/. Гидравлические маслостанции имеют более низкую стоимость, так как не требуют затрат на проектирование и разработку.

Ответственные за организацию освещения улиц в селах и деревнях

Решение вопросов по организации уличного освещения находится в ведении Главы сельского поселения. В его обязанности входит должное обеспечение организации своевременной подачи электроэнергии для подачи света сельские улицы. Эти обязанности вменяются Главе администрации поселения на основании законодательства о местном самоуправлении (ФЗ за номером 131). Председатель сельского совета должен организовывать и контролировать процесс освещения территории в соответствии с нормами.
Вопрос освещения относится к благоустройству территории. Данная обязанность напрямую в соответствии с законодательством возлагается на муниципальную власть.
Существует социальный стандарт освещенности территории сельского поселения. В соответствии с указанным стандартом норма освещенности составляет 80 процентов.
В некоторых случаях в малонаселенных деревнях принимается решение устанавливать один столб в начале территории (небольшие улицы), второй столб – в конце.
Глава сельского поселения должен обеспечить освещенность социально значимых объектов – школ, детских дошкольных учреждений. медицинских и акушерских пунктов, учреждений культуры и иных социальных объектов при наличии.

Выбор осветительных приборов для сельской местности

Решение о выборе осветительного прибора основывается на нормах СНиП 2.07.01-89. В данном документе рассматриваются нормы градостроительства, вопросы планировки и застройки сельских поселений. СНиП указывает, что на территориях общественного пользования должны устанавливаться приборы освещения. Число светильников на определенной территории рассчитывается на основе норм освещенности.
При выборе типов ламп, которыми оснащают приборы освещения для сельской местности, учитывается, что обслуживание и замену ламп в силу территориальной отдаленности выполнять затруднительно.
Поэтому металлогалогеновые лампы, светоотдача которых высокая, но срок службы короткий, для сельских населенных пунктов не подходят.
Для обслуживающих организаций затруднительно и неэффективно выезжать на отдаленные участки для замены ламп.

Предпочтительнее остановить выбор на светодиодных светильниках:
• период службы такого источника света очень высокий, примерно 50000 часов;
• высокий уровень светоотдачи, поскольку для светодиодов характерно преобразовывать практически всю получаемую электроэнергию в световую;
• низкая степень энергопотребления, что существенно экономит расходы на оплату электроэнергии;
• возможность выбрать цветовую температуру: от холодных оттенков до привычных теплых.

Таким образом, при организации освещения в сельской местности рекомендуется использовать светодиодные лампы. Применение таких источников света позволит снизить расходы на оплату электроэнергии за счет снижения энергопотребления и эксплуатационных расходов.

Длительность срока эксплуатации позволит обеспечить бесперебойное освещение территории, что повлияет на качество жизни сельского населения.
Еще один важный фактор – возможность реализации дизайнерских решений при освещении различных участков сельской территории.

Установка столбов в сельской местности

С целью обеспечения необходимым уровнем освещения наибольшую площадь, светильники устанавливаются на расчетной высоте. Для установки нужны столбы. В настоящее время столбы для сельской местности могут быть изготовлены:

• из дерева. Опору изготовляют из хвойной древесины. Цена столбов не высокая, устанавливать их просто. Но срок службы деревянных столбов не большой. К тому же требуется обработка специальными составами от гниения.
• из бетона. Стоимость опоры низкая. Их отличает проста эксплуатации и долговечность. Угрозу для бетонных опор представляют грунтовые воды. Внешне такой столб смотрится грубо.
• из железобетона. Отличаются долговечностью, устойчивостью к коррозии. Цена выше, чем у бетонных. Внешне от бетонных опор практически не отличаются.
• Из металла. Отличаются долговечностью, прочностью, устойчивостью и эстетичностью внешнего вида. Но цена на такие опоры довольно высокая..

Устанавливая столбы, необходимо контролировать изготовление фундамента. При установке столбов для осветительных приборов необходимо уделить должное внимание фундаменту. В зависимости от места установки глубина должна составлять от 0,8 до 1,6 метра. Для сельской местности прочный фундамент – это дополнительные гарантии качества освещения.
От бордюра столб ставится на расстояние от 0,3 до метра в зависимости от назначения дороги.

Если в сельской местности проблема с освещением

Часто на территории сельских поселений складывается ситуация с недостатком освещения либо даже полным отсутствием света. Какие меры могут предпринять жители?
Первоначально подается жалоба в местные органы самоуправления. Жалобу принять обязаны, но ответной реакции может не последовать.
Следующий шаг – это жалоба в надзорные органы. Т.е. жители должны обратиться с в прокуратуру или судебные органы непосредственно. В заявлении указывается. что имеется факт отсутствия освещения и отсутствие реакции местной власти на обращение граждан. Основанием для обращения в надзорные и контрольные органы или в суд является ФЗ РФ № 131, где четко указано, что решение местных вопросов – это обязанность органов местного самоуправления.
Судебные органы или прокуратура рассматривают заявление и выносят решение устранить проблему. Решения данных органов обязательны к исполнению местными властями. Следует отметить, что местные власти не всегда могут выполнить судебные решения и предписания из-за отсутствия средств.

Итак, проблемы освещения сельских территорий имеют свою специфику – это отдаленность территорий, затруднения в обслуживании, высокие затраты на содержание и эксплуатацию приборов освещения. Но все же в последние годы ситуация меняется в лучшую сторону.

Освещение улиц в сельской местности.

В материале статьи более детально будут рассказаны подробности и правила освещения сельских улиц и дорог.

С проблемой освещения маленьких городов и поселков встречался каждый гражданин России. Так как не во всех населенных пунктах придерживаются норм освещения. Что усложняет жизнь как местным жителям, так и гостям городов и сел.

Следить за выполнением закона должны органы муниципальных образований. К сожалению, они не всегда качественно выполняют свою работу и не обеспечивают жителей необходимым освещением дорог.

Как поступить и куда обращаться, в случае если вам довилось столкнуться с такой ситуацией? Как защитить свои права? Кто обязан предоставить освещение дорог и улиц в селах и прилегающих территориях согласно законам конституции РФ освещением улиц занимаются органы местной власти. Это указано в СНИП 23-05-95. В селе эти обязанности падают, как раз на местные органы власти. Глава совета должен организовать современную подачу электричества для села. В том числе и для освещения улиц, дорог и парков.

В статье федерального закона No 131 как раз подробно рассказывается про правила освещения. Закон был принят в силу с 2003 года. Последние поправки были сделаны в 2018 году.

Исходя из закона, предоставить правильное и качественное освещение сел, деревень и провести современную подачу электричества обязуется представитель органов местной власти. В данном случае – это глава сельского совета.

Обязанности глав муниципалитета.

Обустройством сельской территории должны заниматься муниципальные органы власти. Глава сельского комитета должен делать следующие:

• Следить за территорией общего пользования.

• Предоставить содержание домов и их фасадов.

• Производить ремонты зданий, памятников и прочих общественных объектов.

• Организовать освещение улиц, дорог.

• Предоставить должное освещение зданий.

• Следить за принадлежащей власти территорией и заниматься ее озеленением.

• Проводить празднование праздников.

• Предоставлять жителям села информацию с помощью расклейки реклам на информационных досках.

• Регулярно вывозить мусор.

• Предоставить тротуарные дороги для граждан.

• Организовывать массовые уборки территорий местными жителями.

Исходя из социальных норм, сельские улицы должны подсвечиваться на 80 процентов. Исходя из этого, можно сделать вывод, что некоторые дороги или их часть может быть не освещена. Это правило может быть использовано для тех улиц, на которых живет не так много людей. Так как для этих граждан применяется использования энергии в уменьшенных размерах, если сравнивать с густо заселенными улицами.

Случаи освещения сельских улиц.

Освещением занимаются власти. Это прописанный в законе факт. Правда не всегда финансирование позволяет предоставить правильное освещение. Как прописано в законах РФ. Будем с вами реалистами, ведь ни для кого не является секретом, что бюджет, предоставленный на использования финансов очень мал. Поэтому у них просто нет возможности делать освещение должным образом. Именно поэтому очень часто сталкиваются жители села с этой проблемой.

Так как предоставленный бюджет очень мал, то местные органы не в состоянии заплатить работникам за проведение проводов, которые помогли бы решить данную проблему. Из-за этого рада вынуждена принимать решения, которые не всегда нравятся жителям.

Известно, что зимой потребление энергии больше чем в летнее. Это еще одна причина, по которой приходится отказываться от выполнения закона в должной мере. Таким образом, власти пытаются экономить расход энергии на освещении некоторых участок дорог, земли. Некоторых случаях приходиться совсем переходить на почасовой режим освещения территорий.

Случались и такие случаи, когда сельчане выигрывали у власти в суде, за невыполнение законов РФ. Несмотря на решение суда, власти не могли выполнить их решение, так как просто не могли заплатить за потребление. Что бы не было таких проблем следует быть более экономными и расточительными. Им необходимо использовать бюджет более рационально. Так же что бы не оказаться в такой ситуации, следует правильно произвести подсчеты при формировании запроса о годовом бюджете. Так же нужно включать и тот факт, что может быть подражание в цене и рассматривать это при составлении бюджета. В противном случае денег снова не будет.

Норма размещения фонарей в селах.

У сельчан все вопросы решаются на прямую между представителем от рады и простым жителем, фермером в зависимости от того какой вопрос и с кем нужно его решать. Так как на решение проблемы в таком формате уйдет меньше времени. Зачастую фермеры и жители сами себе организовывают освещение. Потому что органы не в состоянии выполнить свои обязанности и соблюдать закон РФ.

Если же местный житель решается добиться решения проблемы через муниципальные власти, то ему предстоит предупредить о своем решении. Так как ждать решения будет очень долго и плюсом к его ожиданию станет заполнение всех бюрократических бумажек. Ко всему этому, еще необходимо привести в полный порядок систему подачи энергии. После чего нужно еще представить доказательства выполнения ремонтных систем. И вот только после всего этого ваше дело начнут рассматривать. Проще решить данную проблему самому.

Стандартный средний срок службы обычной лампы в уличном фонаре составляет где-то полтора года. При условии экономного использования лампы. Двенадцать часов работает, а оставшиеся часы не включена.

Освещение улиц. Как правильно зажигать фонари?

Согласно конституции при установки фонаря необходимо соблюдать нормам о расстояние опоры. Правильное расположение опор от лампы больше 40 см.

Правила установке светильников:

1. Лампа устанавливается на фасад здания. Считаться правильным расположением будет расстояние два с половиной – три метра. Напряжение – 380 В.

2. Провод, который будет идти от лампы к электрической сети должен быть изолированный (иного вида провода можно использовать в качестве исключения и то если будет быстро заменен).

Регулирование уличного освещения.

Очень важно понимать, что используя разрядные лампы, так же нужно подключать установку, которая будет компенсировать затраты энергии. Очень часто использую для этого различные виды конденсаторы. Их включают параллельно лампе.

Так же правильное использование энергии позволяет контролировать освещение не только домов и дорог, прилегающих к ним, но также и дороги, предназначенные для авто и территорию, которая принадлежит к данному населенному пункту.

Это указано в законе РФ про организацию освещения. Детали описываются в шестом пункте тринадцатой статье РФ. Приступил к выполнению с 8 ноября 2007 г. Согласно этому закону, местная власть обязана обеспечить все прилегающие к их пункту проездные дороги. Осветить все автомобильные дороги как внутри села, так и за городом.

Нормы освещения в селе. Наружное освещение сельских поселений.

СНиП ввел следующие нормы для освещения. Для сельской территории действуют следующие правила:

• Центральные улицы, здания обязаны освещаться от 4 лк.

• Переулки и не главные дороги должны израсходовать освещения меньше. Разница составляет, ровна половину. Освещение – 2 лк.

Такие же принцы должны быть и для применения освящения поселковых дорого и проездов. Необходимо освещать имеющиеся пожарные гидранты, вышки, другие водные источники, которые имеются в селе. Освещаются как сами здания, так и дорога, которая к ним ведет.

Порядок освещения улиц в селах.

Каждый житель сельской местности должен знать, что опоры, на которых располагаются две лампы необходимо использовать для их освещения линии, которые ведут к генератору, расположенному не меньше чем в 35 метрах от данного светильник.

Так же, когда производится монтаж опор столбов, предназначенных для освещения, необходимо располагать информацией об расстояние между соседними опорами. Поэтому следует изучить все нормы, которые описываются в законах, а также есть в документации у местных властей. При размещении осветительных столбов следует всё спланировать заранее перед началом постройки.

Очень важно знать, что при установке столбов вдоль межгородских дорог их расстояние между собой должно быть метр или больше.

Должно быть освещено не меньше 80 % территории села, в том числе и дорог. При игнорировании властью закона РФ, у вас есть все шансы выиграть судебное дело. Так же следует помнить, что вряд ли выиграв суд, власти будут что-то менять. Так как попросту не будет денег в бюджете из-за маленького финансирования. Поэтому решать проблемы такого рода легче самостоятельно.

Как обустроено уличное освещение в сельской местности

Достаточно часто освещение улиц в сельской местности является проблемой, которую местные администрации стараются не замечать. Из-за этого многие решают эту проблему своими силами.

Для этого не требуется каких-то особых познаний в электротехники, а нормы наружного освещения достаточно просты и легки в исполнении. Об этих требованиях мы и поговорим в нашей статье.

  • Нормы освещения в сельской местности
  • Нормы монтажа сети наружного освещения в сельской местности
    • Нормы питания и управления освещения в сельской местности
    • Нормы монтажа линий наружного освещения
  • Вывод

Нормы освещения в сельской местности

Прежде, чем приступать непосредственно к работам, следует ознакомиться с нормативной документацией по данному вопросу. Одним из важнейших является СНиП 23 – 05 – 95, который устанавливает нормы для наружного освещения.

Для сельской местности действуют следующие нормы:

  • На главных улицах, а также в районе общественных зданий освещенность должна быть не меньше 4лк. Этот же норматив относится и к улицам с жилой застройкой.
  • Освещение уличное второстепенных улиц и переулков может быть меньше в два раза и составляет всего 2лк. Этот же норматив действует для проездов и поселковых дорог.
  • Если стоит вопрос о дорогах в садоводческих и дачных кооперативах, то здесь так же применяется норма в 2 лк. Но она относится только к основным проездам. Для второстепенных дорог она составляет всего 1 лк.

Обратите внимание! При наличии на улицах в сельской местности пожарных гидрантов и других водоисточников , они и подъезды к ним должны также быть освещены. Норма согласно п.7.37 СНиП 23 – 05 – 95 составляет 1 лк.

  • Отдельным вопросом является освещение дорог районного значения, проходящих через населенный пункт. Они должны иметь освещение, во многом зависящее от интенсивности движения транспорта. Если она в часы пик превышает тысячу автомобилей в час, то дорога должна иметь освещение не менее 15лк. Если же интенсивность движения ниже, то дорога должна иметь освещение не меньше, чем 10 лк.

Нормы монтажа сети наружного освещения в сельской местности

Если вы собрались выполнять освещение для улицы самостоятельно, то вам следует знать некоторые аспекты его монтажа. Все их можно разделить на несколько параметров – это нормы непосредственно монтажа и нормы выполнения питания и управления.

Нормы питания и управления освещения в сельской местности

Освещение улицы может предполагать сразу несколько режимов работы, и от выбора схемы управления во многом зависит монтажная схема. Именно поэтому на первом этапе желательно определиться, какой вариант управления вам подходит лучше всего.

  • Наиболее распространенным вариантом управления наружным освещением для небольших населенных пунктов является использование коммутационных аппаратов, установленных непосредственно на линии питания освещения. Это могут быть пускатели или автоматические выключатели. Данный вариант достаточно дешев, но не даёт должной экономии и автоматизации.
  • Для большей экономии п.6.5.25 ПУЭ (Правила устройства электроустановок) допускает возможность отключения части освещения в ночное время. Для этого рекомендуется использовать отдельную линию «ночного» и «вечернего» освещения. В сельской местности в качестве таких линий может быть использована одна фаза. Для реализации данного метода можно использовать либо дополнительный коммутационный аппарат, либо таймер.

Обратите внимание! При отключении ночного освещения не допускается снятие напряжения с двух смежных светильников. Кроме того, нельзя допускать отключения освещения полностью в отдельных участках сети.

  • Но в последнее время освещение на улице все чаще отключается и включается от датчиков освещенности. Данный метод позволяет полностью устранить человека от управления сетью освещения.
  • Кроме того, в последнее время находят свое применение сети освещения с использованием датчиков движения (см. Подключение датчика движения для освещения своими руками). И хотя они позволяют обеспечить максимальную экономию, цена таких систем достаточно высока. Исходя из этого, такие схемы не очень распространены.

  • Для питания сетей наружного освещения, согласно п.6.3.16 ПУЭ, следует предусматривать отдельные линии. Исключение составляют только освещение складов, промышленных площадок и зданий, в которых наружное освещение может подключаться к внутренним сетям.
  • Еще одним аспектом, который следует учесть, является необходимость установки компенсирующих устройств реактивной мощности при использовании разрядных ламп. Обычно это косинусные конденсаторы, которые подключают параллельно светильнику. Если используется групповое включение разрядных ламп, то такие компенсаторы допускается устанавливать в распределительном устройстве.
  • Также обратим ваше внимание на то, что, согласно п.6.3.21 ПУЭ, при наличии пожарных водоемов или источников освещение к ним не должно отключаться в ночное время. То есть при использовании «ночных» и «вечерних» линий освещения это следует предусмотреть.

Нормы монтажа линий наружного освещения

Теперь более подробно остановимся на нормах монтажа линий освещения своими руками. Они во многом зависят от местных условий и способа монтажа светильников. Они могут монтироваться на подвесных тросах, на столбах или других строительных конструкциях.

  • При монтаже светильников на тросах высота их установки во многом зависит от интенсивности движения на дороге под ними. Для пешеходных зон наименьшая высота составляет 3 метра, для дорог с интенсивным движением транспорта эта норма составляет 6,5 метров.

  • Тросы должны иметь специальные амортизаторы в местах крепления. А светильники должны иметь крепление, исключающее их раскачивание.
  • Но монтаж светильников на тросах используется все реже. В последнее время светильники устанавливают на столбах или на других конструкциях. Ведь они не пересекают проезжей части и поэтому практически не имеют ограничений по высоте размещения.
  • При установке светильников на столбах с воздушной линией расстояние от светильника до ближайшего провода должно быть не меньше 20 см. При этом расстояние от светильника до самой опоры следует принимать не меньше 40 см.
  • Если светильники устанавливаются на фасадах зданий, минимальная высота их монтажа составляет 2,5 метра. В этом случае могут применяться светильники на напряжение до 380В при их уровне защиты не ниже IP
  • Что касается провода для освещения, то для воздушных линий это должен быть изолированный провод. Обычно для этого используют разнообразные марки СИП. Неизолированный провод допускается применять только в качестве исключения и с соответствующим обоснованием.

  • Если используются не изолированные провода, то крайне важно соблюсти чередование проводов. Согласно п. 6.3.28 ПУЭ, крайним нижним проводом должен быть нулевой провод.

Обратите внимание! Нормы ПУЭ предъявляют особые требования к нулевым проводам сети освещения. Для медных проводов сечением до 16 мм 2 и алюминиевых с сечением до 25 мм 2 должно быть равно сечению фазных проводов. Если же используется провода больших сечений, то инструкция допускает сечение нулевого провода равное 50% от сечения фазного провода. При этом, в любом случае, сечение нулевого проводника не должно быть меньше 16 и 25 мм 2 соответственно для медных и алюминиевых проводов.

  • В местах перехода воздушной линии в кабельную п.6.3.29 ПУЭ предлагает устанавливать защитные автоматы. При этом выполнять это следует при переходе, расположенном на столбе и на высоте не менее 2,5 метров. Если линия содержит более 20 светильников в линии, то каждый из них должен быть оснащен защитным автоматом или предохранителями. Исходя из этого, обычно линии освещения организуют с установкой до 20 светильников в группе.
  • При прокладке проводки внутри столбов она должна быть выполнена кабелем с защитной оболочкой.

Вывод

Как видите, нормы по монтажу сети освещения содержат достаточно много требований. Это связано с тем, что данная сеть представляет повышенный риск и работает в неблагоприятных условиях.

И многочисленные видео служат лучшим доказательством того, что пренебрежительный подход к данному вопросу может привести к печальным последствиям. Поэтому советуем вам отнестись к нему со всей ответственностью.

Освещение улиц. Как зажечь светильники в деревнях?

Деревенские жители и дачники нередко задают вопросы о нормах уличного освещения. И не только в части цветового спектра и силы света уличных светильников, но и глобально: должны ли освещаться улицы в деревнях и если да, то — как и сколько (по времени)? Довольно часто в удаленных от районных центров деревнях столбы и фонари на улицах присутствуют, а лампы не горят…

Нормативные документы «СНИП 23−05−95. Естественное и искусственное освещение» и другие стандарты регламентируют нормы уличного освещения. Есть менее известные документы, дающие понятие о том, каким должен быть уровень освещенности. В РФ действует Федеральный Закон № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. (в ред. 21.07.2007) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», регламентирующий ответственность власти за уличное освещение на территории муниципалитета.

Рекомендуемые нормами значения освещенности являются эксплуатационными величинами, ниже которых освещенность не должна быть ни в какой момент эксплуатации. Если из-за загрязнения светильников, ламп или спада светового потока ламп эти минимально допустимые значения будут достигнуты, то агрегаты уличного освещения нуждается в обслуживании (чистке).

Кто должен проводить регламентное обслуживание? Каким документом пользоваться? Об этом далее.

Принцип организации уличного освещения в городах и сельских населенных пунктах разный, поэтому повесить фонарь на каждом столбе вдоль сельской улицы технически невыполнимо. Также актуальна нехватка денег в бюджете сельского поселения для организации максимально возможного уличного освещения, который ежегодно разрабатывается администрацией и принимается местными депутатами сельского поселения (общественники, не получающие зарплаты).

Финансирование сельских поселений идет не через администрацию района и даже области, а напрямую из Федерального бюджета. Есть законодательные акты, регламентирующие финансирование с помощью межбюджетных трансфертов. Поэтому у администраций сельских поселений банально нет «особливого» желания добиваться денег на освещение улиц… Впрочем, равно как и на поддержание дорог местного значения, мостков и свалок, прочей местной инфраструктуры, озеленение территории и на решение многих иных проблемных вопросов, находящихся в компетенции муниципальной администрации.

В России апеллируют к Федеральному Закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а в нем — к статье 14, пункт 1.21 «Организация освещения улиц и установка указателей с названиями улиц и номеров домов». Причем, в том же законодательном акте прописано и много полезного о других сферах жизни селян, в частности, о вывозе бытовых отходов и противопожарной безопасности, — это все в зоне ответственности местного муниципалитета.

Районное подразделение энергосбыта только технически обеспечивает освещение улиц, платить за которое должна либо администрация сельского поселения, либо организация, на балансе которой находится инженерная система села. От них зависит, будет ли на селе гореть свет, сколько фонарей будут освещать улицу (многие здесь и один горящий светильник годами мечтают увидеть) и в какое время.

Для уличного освещения на селе существует свой социальный стандарт. Им предусмотрено, что не менее 80% улиц в деревне должны быть освещены. В реалии разобраться с этим условием очень сложно: к примеру, как определить количество нуждающихся в освещении улиц в некогда густонаселенной и протяженной на километры деревушке, где теперь осталось 2−3 отдельно расположенных домика?

Поэтому специалисты условились, что минимальным для удаленных деревень (хуторов) считается наличие двух уличных фонарей: на въезде и на выезде из деревни. В больших селах действуют другие правила: обязательное освещение должно быть установлено возле школы, больницы (фельдшерско-акушерского пункта), дома культуры, библиотеки и, возможно, иных социально значимых объектов.

В период кризиса на первый план выходит насущный вопрос обслуживания. Очевидно, приобрести новую лампу взамен старой — не проблема. Большая часть затрат уходит на то, чтобы за несколько десятков километров приехала бригада и эту лампу заменила. Для экономии бюджетных средств на деле договор на обслуживание уличного освещения можно заключать не только со структурными подразделениями энергосбыта, но и с местным электриком — вкрутить лампу в фонарь он вполне сможет, а более сложные ремонтные работы проведут (значительно реже) электрики из района. Ремонт уличного освещения должен производиться в течение 5−15 дней со дня подачи заявки.

Бывает и так, что инфраструктура населенного пункта находится на балансе какого-нибудь предприятия, у которого нет ни средств, ни возможностей для нормального обслуживания подведомственных электросетей. Не всем, но многим деревням ситуация досталась в наследство от… реформы Агропрома России 1993−1994 гг. Огромные деньги тогда были отпущены на мотивацию селян к личному хозяйствованию, заведению фермерских хозяйств — по воспоминаниям старожилов, власть прямо задаривала их беспроцентными кредитами. Тогда и образовывались крестьянские хозяйства с огромными территориями пастбищ, а на них и с инфраструктурой, частично электрифицированной. Вскоре финансовое донорство прекратилось, и крестьяне остались со своими проблемами наедине. Может, и поэтому тоже они не верят ни во что, в особенности представителям власти, ведь обман происходил десятилетиями.

На таких территориях все вопросы решаются между жителями и фермером (собственником или арендатором) без какого-либо вмешательства со стороны. Чтобы в такой ситуации передать энергосети на баланс муниципального образования (нечто похоже на деприватизацию), придется пройти несколько кругов бюрократического ада. И то сие возможно только после приведения энергосистемы (долгое время считавшейся де-факто бесхозной) в полный порядок.

Срок службы лампы в деревенском светильнике уличного освещения составляет примерно 1,5 года при соблюдении средних условий эксплуатации: 12 часов включена, 12 часов — выключена. Поскольку в период с середины марта по середину сентября в географических условиях Вологодской области лампы уличного освещения требуется включать менее чем на 6 часов, а летом (включая период «белых ночей») — вообще не включать, реальный срок службы некоторых экземпляров металлогалогенных ламп достигает 3−4 лет. Для автоматизации включения уличных светильников в сельской местности устанавливают реле времени и фотореле.

Должен заметить, что за полтора года, проведенные в вологодской деревне, я научился многому, в том числе и тому, как надо «зажигать светильники в деревнях». Не стесняйтесь требовать выполнения закона от муниципальных властей. Во-первых, потому, что гражданин, проживающий на селе, имеет на это право (чиновники работают для нас, а не наоборот); во-вторых, потому, что хуже уже не будет.

За законные требования «даже не расстреливают», так что — бояться нечего. Увидев перед собой человека грамотного и адекватного, муниципалитет удовлетворит и ваши требования. Будьте смелее в части законных прав.

Нормы освещения улиц

Для дополнения и замещения естественного освещения в ночное время возникает необходимость в искусственном освещении. Качественное искусственное освещение обеспечивает безопасность на улицах и дорогах городских и сельских поселений, позволяет снизить число аварий на автомобильных дорогах и пешеходных переходах в темное время суток, а также способствует предотвращению преступных действий.

Нормы освещенности являются общепринятыми и регулируются документом СНиП 23-05-2010, включая СП 52.13330.2011.

Эти документы регламентируют требования к освещению для следующих объектов:

• Нормы освещенности улиц и дорог городских поселений

• Нормы освещенности улиц и дорог сельских поселений

• Нормы освещенности подземных и надземных переходов

• нормы освещенности АЗС и автостоянок

• Нормы освещенности пешеходных пространств

Нормы уличного освещения зависят от типа улиц и дорог, а также от функциональных особенностей освещаемых объектов.

Один из главных нормируемых показателей — средняя горизонтальная освещенность на уровне земли или дорожного покрытия. Ниже в таблицах приведены некоторые значения нормативов, согласно СП 52.13330.2011.

Нормы освещения улиц, дорог и площадей

Пропускная способность, тыс. ед/ч

Средняя освещенность дорожного покрытия Еср, лк, не менее

Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города

Прочие федеральные дороги и основные улицы

Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали А1

Основные исторические проезды центра, внутренние связи центра

Основные дороги и улицы города районного значения

Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением

Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах, выход на магистрали

Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон

Нормы освещения улиц и дорог сельских поселений

Средняя горизонтальная освещенность, лк

Главные улицы, площади, общественных и торговых центров

Улицы в жилой застройке:

Поселковые дороги, проезды на территории садовых товариществ и дачных кооперативов

Нормы освещения для подземных и надземных пешеходных переходов

Подземные пешеходные тоннели и переходы:

лестницы и пандусы

Открытые пешеходные мостики

Надземные пешеходные переходы с прозрачными стенами и потолком или застекленными стеновыми проемами:

лестничные сходы, съезды и смотровые площадки

Нормы освещения автозаправочных станций и стоянок

Средняя горизонтальная освещенность, лк

Подъездные пути с улиц и дорог:

Категорий А и Б

Места заправки и слива нефтепродуктов

Остальная территория, имеющая проезжую часть

Стоянки, площадки для хранения подвижного состава

Открытые стоянки на улицах всех категорий, а также платные вне улиц, открытые стоянки в микрорайонах, проезды между рядами гаражей боксового типа

Нормы освещения пешеходных пространств

Класс объекта по освещению

Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов

Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и предзаводские площади, посадочные площадки общественного транспорта, детские площадки и места отдыха во дворах

Пешеходные улицы; главные и вспомогательные входы парков, санаториев, выставок и стадионов

Тротуары, отделенные от проезжей части дорог и улиц; основные проезды микрорайонов, подъезды, подходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений

Второстепенные проезды, дворы и хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков и центральные аллеи парков административных округов

Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов

Для удовлетворения требований к уличному освещению необходимо ответственно подходить к выбору уличных светильников. Они должны быть устойчивы к воздействиям окружающей среды: работать в широком температурном диапазоне, иметь защиту от влаги и пыли, отличаться простотой монтажа и длительным сроком эксплуатации и, что немаловажно, экономно расходовать электроэнергию.

Основные преимущества светодиодных светильников ДиУС и ДиУС-Ш:

· Работают при температуре от -60 до +40 °С

· Вариативность способов крепления и легкий монтаж

Добавить комментарий