Как и зачем проверять аккумулятор мультиметром- подробная инструкция

АКБ — так называется тип электрической аккумуляторной батареи, которую используют на авто или же мототранспорте. Она выступает в качестве дополнительного источника электроэнергии: при неработающем двигателе — в бортовой сети, а также — для запуска двигателя. И тем не менее, о наличии в автомобиле аккумулятора автолюбители чаще всего вспоминают, когда устройство отказывается выполнять свои основные функции. А ведь доведение аккумуляторной батареи до глубокой разрядки чревато серьезными неприятностями. Далее расскажем, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность и каким способом лучше измерить зарядку, напряжение и силу тока АКБ.

Зачем проверять аккумулятор

По состоянию АКБ в автомобиле можно сделать выводы, прежде всего, о неисправности аккумуляторной батареи. Если она быстро разряжается, это может говорить о неполадках в электрике. А если недозаряжается, скорее всего, проблемы с генератором. Таким образом, хотя бы периодически, но проверять состояние АКБ все же стоит. 

Процедура эта несложная — достаточно корректно измерить основные параметры. В автосервисе это займет от силы час, ведь матера оперируют специальными приборами. Домашний автомастер может провести базовую диагностику с помощью обычного бытового мультиметра. Главное — правильно интерпретировать измерение, не повредив при этом сам прибор.

Какие параметры можно проверить

Чтобы проверить аккумулятор на работоспособность, можно использовать несколько приборов. Однако лучше всего (и проще) справляется с задачей мультиметр. Прибор показывает данные о емкости АКБ, напряжении, степени зарядки аккумуляторной кислотной батареи и другие параметры, о которых будет рассказано ниже.

Полнота зарядки

Проверка АКБ мультиметром может показать уровень зарядки батареи. Для этого потребуется снять ее с автомобиля и запастись терпением, поскольку придется подождать около 6 часов, чтобы получить наиболее корректные показания. Предварительно мультиметр нужно перевести в режим измерения постоянного напряжения, выставить подходящее максимальное значение (обычно хватает 20 В), а затем подсоединить щупы прибора к клеммам батареи. При этом:

  1. Исправная и полностью готовая к работе батарея на 12 вольт будет выдавать 12,7–13,2 В. 
  2. Если при попытке измерить напряжение на аккумуляторе вы получаете значение ниже 12В, лучше зарядить аккумулятор и повторить измерения. 
  3. В ситуации, когда вольтаж ниже 11В, батарея, скорее всего, неисправна и вряд ли удастся ее реанимировать. Можно попытаться решить проблемы в сервисе, но с большой вероятностью понадобится новый аккумулятор.

Важно! Если вы наблюдаете частую разрядку батареи, измерение аккумулятора мультиметром поможет выявить утечку электроэнергии. На самом деле саморазряд — явление вполне допустимое. Но когда он  превышает величину, указанную производителем в документации на АКБ, в будущем это грозит проблемами.

Ток утечки

В любой машине есть минимальный ток утечки (порядка 50-80мА.). Охранная сигнализация обычно потребляет около 20–25 мА, память контроллера системы впрыска – 5 мА, память магнитолы – 3 мА, так же потребляет ток приборка и блок центрального замка. В итоге получается около 60мА. С такими затратами тока аккумулятор прослужит несколько лет, не подводя хозяина. Но если утечка тока превышает уровень 60мА, тогда аккумулятор будет быстро садится.

Проверяют ток утечки в АКБ автомобиля следующим образом: 

  1. От аккумулятора отсоединяют клемму со значком «–».
  2. Переключают прибор в положение измерения тока с граничным показателем 10А.
  3. Щуп на мультиметре со значком «+» соединяют с клеммой «–», а минусовой щуп — с минусовым выводом самого аккумулятора. 

Если показатели находятся в пределах от 15–40 мА, значит, с электрикой авто все в порядке. Если же ток утечки выше, необходимо искать причину. И начинать стоит с предохранителей, извлекая их по очереди. На каком элементе мультиметр покажет резкое снижение, в той цепи, наверняка окажется неисправность.

Плотность

Конечно, плотность электролита в аккумуляторе можно измерить мультиметром. Однако такой способ среди опытных мастеров не приветствуется ввиду того, что получить достоверный результат весьма проблематично. Дело в том, что (в отличие от силы, сопротивления или напряжения) плотность сама по себе — величина физически осязаемая. Поэтому корректно измерить данный параметр бытовым мультиметром, который предназначен для работы с электричеством, нельзя априори. Для измерения плотности электролита существует специальный прибор — ареометр. Он продается во многих автомагазинах, где представлены запчасти для авто, и вполне доступен по цене.

Емкость

Замер аккумулятора автомобиля мультиметром для оценки емкости батареи потребует помимо самого мультиметра и аккумулятора еще и нагрузки. Ее роль может сыграть, например, лампочка на 40 Вт (и конечно, напряжением 12 В). Рассказываем, как измерить емкость автомобильного аккумулятора под нагрузкой с помощью мультиметра. Для этого следует:

  1. Отключить АКБ от генератора, сняв клемму со знаком «+».
  2. Подключить к батарее нагрузку. Она должна быть не слишком мощной, но при этом достаточно чувствительной для аккумулятора.
  3. Подождать примерно 3 минуты, затем отсоединить нагрузку и замерить напряжение.

Если показания мультиметра больше 12,4В, с батареей все в порядке. Если меньше — она изношена, поэтому плохо выдерживает нагрузку. Следовательно — подлежит замене.

Напряжение

Проверка напряжения АКБ мультиметром — самый простой и быстрый способ понять состояние батареи «здесь и сейчас». Именно с замера напряжения обычно начинаются все диагностические мероприятия с батареей. Для этого необходимо: 

  1. Перевести мультиметр в режим измерения напряжения постоянного тока с показателями 20В.
  2. Выключить все потребители автомобиля и заглушить двигатель. В таком состоянии оставить авто примерно на 60 минут.
  3. Подсоединить щупы измерительного прибора к выводам аккумуляторной батареи. 

Остается только проанализировать данные о состоянии АКБ.

Внутреннее сопротивление

Как и в случае с плотностью электролита, корректно измерить внутреннее сопротивление АКБ, просто подсоединив к клеммам домашний мультиметр, не получится. Для подобных измерений требуется:

  1. Вначале рассчитать и подключить дополнительные сопротивления по определенной схеме.
  2. Затем провести серию из нескольких замеров с последующим вычислением результата с помощью конкретной формулы расчета напряжения АКБ: 0,84+ плотность) х 6.
  3. Учитывая, что внутреннее сопротивление зависит от дополнительных факторов, таких как: уровень заряда и температура, приводить данную процедуру в домашних условиях нецелесообразно в виде ее сложности. Лучше обратиться в автосервис.

Совет! Нельзя полностью полагаться на замер напряжения АКБ даже с помощью бортового компьютера автомобиля — автоматика тоже ошибается! Причина в том, что подключение не напрямую к аккумулятору, поэтому происходят «потери». В итоге значение данного параметра будет отличаться о реального — на самом аккумуляторе.

Как проверить аккумулятор мультиметром

Невзирая на тот момент, что современные аккумуляторы являются «необслуживаемыми», время от времени им необходимо уделять внимание. В Любая АКБ (автомобильная кислотная батарея) при эксплуатации частично теряет исходные характеристики, даже в тех случаях, когда система заряда авто абсолютно исправна. Поэтому периодически необходима проверка состояния АКБ. Это можно сделать с помощью бытового мультиметра — инструмента, который всегда должен быть под рукой у любого автовладельца. А именно: 

  1. Щупы мультиметра подключаются к выводам аккумулятора: красный — к клемме «+», а черный — к «–». Если щупы окрашены в один цвет (что маловероятно), у них должна быть маркировка «плюс» и «минус». В итоге, соединяют плюс с плюсом, минус с минусом. И анализируют данные. 
  2. Если проверка аккумулятора происходит при неработающем движке. Нормальное напряжение на аккумуляторе при неработающем двигателе составляет 12,5–13В. Значение менее 11,8В говорит о том, что батарея разряжена, а значит, авто может и не завестись. 
  3. Также можно проверить заряд на АКБ при работающем двигателе. Нормальное напряжение будет выдавать 13,5+14В. Если показатель ниже — это свидетельствует о проблемах с генератором. Особенно в тех случаях, когда напряжение при работающем двигателе и полностью отключенных потребителях электроэнергии менее 13В.

Важно! Если при работающем двигателе напряжение меньше 13,0-13,4 В, это говорит, что аккумулятор полностью не заряжается. Попробуйте выключить все системы энергопотребления — кондиционер, отопление, фары, музыкальный центр и вновь произведите проверку. После чего делают вывод о состоянии АКБ.

Дополнительные способы проверки АКБ

Диагностика АКБ производится не только с помощью знакомого всем мультиметра, но и с использованием специальных приборов. 

Проверка с помощью нагрузочной вилки. Используя это устройство, можно легко понять, почему, невзирая на приемлемый уровень заряда автомобильный аккумулятор работает неэффективно. Прибор имитирует ситуацию запуска двигателя, что помогает оценить работоспособность АКБ. Для проверки аккумулятора автомобиля подсоединяют «пюсовой» и «минусовой» зажимы к аналогичным клеммам. Контакт продолжается 5 секунд, и прибор отключается.

Значение напряжения под нагрузкой должно составлять не меньше 10,3В. Если показатели меньше, батарея нуждается в срочной подзарядке. Выполняя проверку, можно заметить, что напряжение сначала немного падает, затем — поднимается. Если в ходе тестирования напряжение падает постоянно, это говорит о том, что АКБ не выдерживает нагрузки. А значит, батарею придется менять. 

Проверка ареометром. Данный способ хорош в тех случаях, когда необходимо выяснить состояние батареи без нагрузочной вилки или мультиметра. Тестирование выполняют, предварительно открутив заливные пробки прибора. Затем в ареометр набирают немного электролита, чтобы определить его плотность. К клеммам батареи «плюс» и «минус» подсоединяют соответствующие зажимы зарядного устройства, не подключенного к электросети. У заряженного АКБ показатели плотности составляют около 1,27 г/куб. см. 

Теперь вы знаете, что такое АКБ и как проверить его заряд на автомобиле мультиметром. Если проверка аккумуляторно-кислотной батареи вашего авто показывает какие-либо неисправности, следует обратиться в автосервис, где профессионалы выполнят диагностику и выявят причины неполадок.

Добавить комментарий