Как выбрать телескоп рефрактор?

Если Вы задаетесь таким вопросом, значит скорей всего уже знаете, что телескопы Levenhuk бывают трех типов: зеркальные (рефлекторы), линзовые (рефракторы) и зеркально-линзовые (катадиоптрики). Телескоп рефрактор – оптический прибор, объектив которого состоит из линз (двух, трех и может быть даже пяти!). В настоящее время оптическая схема – рефрактор, наиболее популярна при массовом производстве оптических приборов любительского класса – это телескопы и зрительные трубы.

Как выбрать телескоп рефрактор
Телескоп рефрактор в разрезе

Телескоп рефрактор имеет ряд преимуществ:

  • Линзовый объектив всегда готов к работе и не ухудшает своих оптических свойств со временем ( в отличие от зеракльных систем – помутнение отражающего слоя). Хотя, по правде говоря, сегодня на зеркала наносят достаточно надежное защитное покрытие и зеркала готовы к работе годами.
  • Юстировка такого телескопа, если и требуется, то крайне редко (в основном дорогие профессиональные модели). Большинство любительских рефракторов вообще не требуют юстировки на протяжении всего периода эксплуатации.
  • У рефрактора отсутсвуют вспомогательные поверхности между объективом и окуляром, т.е. нет центрального экранирования и растяжек, которые неизбежно приводят к потерям света (правда и здесь все относительно).
  • Кроме того, отсутствие промежуточных частей избавляют телескоп от дополнительных дифракционных искажений.
  • Труба такого телескопа обычно плотно закрыта – отсутвие пыли внутри трубы и самое главное – потоков воздуха, портящих изображение.
  • Т.е. простота в использовании – вот его главное преимущество, что делает его неплохим выбором для новичка или когда владелец телескопа просто хочет лицезреть Луну без всяких дополнительных настроек и т.д, т.е, вынесли, поставили и практически сразу смотрим. Рефракторы отлично переносят и транспортировку.

Недостатки рефрактора (или его особенности):

  • Не совсем правильная цветопередача (в следствие остаточной хроматической абберации) и возможное “замыливание” тонких контрастных деталей на планетах. Решает эту задачу использование особых сортов стекла, а также конструкция объектива из трех и более линз – это апохроматы, ED – рефракторы и т.д. Но цена на такие телескопы вырастает во много раз! Либо, если это классический ахромат – повышением фокусного расстояния объектива. Промышленность же массово выпускает как класические дуплеты с отношением от f/5 до f/11, которые больше всего и покупают. Вот у них хроматизм будет заметен в любом случае, причем, даже телескопы c f/10 заметно искажают цвет объектов.
  • Потребность в использовании бленды против выпадения росы (конденсата) на главную линзу объектива, что дополнительно увеличивает габариты трубы. Также бленда решает дополнительно и проблему паразитной засветки.
  • Несмотря на отсутствие центрального экранирования, светопотери в рефракторе есть. Сами линзы поглощают свет, причем, чем больше диаметр объектива, тем больше это поглощение. Также свет теряется на отражениях от самих линз, но здесь во многом помогает улучшить ситуацию просветляющее покрытие оптики и использование особых сортов стекла. Причем сегодня практически все массовые линзовые телескопы имеют многослойное просветление оптических элементов. Ну а дальше у бюджетных моделей может быть не лучшее чернение внутри трубы, незачерненный фокусер и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *